У врачей режим работы - двухсменный (первая смена - с 07.30 до 13.50, вторая смена - с 13.00 до 19.20). Работник просит изменить график работы - работать только во вторую смену. Причина изменения графика - состояние здоровья работника. Медицинского заключения об изменении графика работы работник не представил. Он не является инвалидом. Со слов работника, ему тяжело рано вставать на работу (болит голова). К заявлению об изменении графика работы приложена карта вызова скорой медпомощи с диагнозом "гипертоническая болезнь".
Необходимо ли удовлетворить просьбу работника?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не обязан удовлетворять требование сотрудника об изменении режима работы.
Обоснование вывода:
В силу части второй ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей в случае медицинских противопоказаний. На основании частей первой и второй ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном законодательством порядке, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором, на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.
При выявлении медицинских противопоказаний в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель переводит работника с его письменного согласия на другую имеющуюся работу, которую тот может выполнять с учетом состояния здоровья (часть первая ст. 73 ТК РФ).
Как видно из приведенных норм, трудовое законодательство обязывает работодателя в случае наличия медицинских противопоказаний принять решение об отстранении работника от работы и затем, при наличии противопоказаний для работы по занимаемой должности и необходимости предоставления другой работы, обязывает работодателя с его письменного согласия перевести сотрудника на другую работу. Основанием для перевода является выданное в установленном порядке медицинское заключение, содержащее обоснованные выводы о несоответствии состояния здоровья работника поручаемой ему работе и соответствующее требованиям п.п. 13 и 14 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.05.2012 N 441н (далее - Порядок).
В рассматриваемой ситуации у сотрудника отсутствует медицинское заключение, подтверждающее противопоказания для осуществления трудовой функции в соответствии с установленным ему режимом работы. Рассматривать указанную в вопросе карту вызова скорой медицинской помощи в качестве медицинского заключения не представляется возможным. Данный документ является инструментом статистического учета (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.12.2009 N 942 "Об утверждении статистического инструментария станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи", далее - Приказ), который заполняется в целях совершенствования отраслевого статистического наблюдения и деятельности скорой медицинской помощи. При этом срок хранения указанной карты составляет 1 год (п. 8 Инструкции по заполнению учетной формы N 110/у "Карта вызова скорой медицинской помощи" (Приложение N 8 к Приказу)).
В свою очередь, медицинские заключения выдаются гражданам по результатам проведенных медицинских освидетельствований, медицинских осмотров, диспансеризации, решений, принятых врачебной комиссией, а также в иных случаях, когда законодательством РФ предусматривается наличие медицинского заключения (п. 12 Порядка). Как следует из норм Порядка, медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность (п. 2 Порядка). По общему правилу, установленному п. 14 Порядка, медицинские заключения оформляются в произвольной форме с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем медицинской организации, заверяются личными печатями врачей-специалистов и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации. В случае вынесения медицинского заключения врачебной комиссией медицинской организации медицинское заключение также подписывается членами и руководителем врачебной комиссии.
Поскольку у сотрудника отсутствует медицинское заключение, в соответствии с которым ему противопоказана работа в первую смену с 07.30 до 13.50, то работодатель не обязан удовлетворять просьбу сотрудника об установлении ему графика работы только во вторую смену. Отметим при этом, что в соответствии со ст. 57 ТК РФ режим рабочего времени является одним из условий трудового договора. В соответствии со ст. 72 ТК РФ стороны трудового договора вправе изменять любые определенные ими условия договора, в том числе изменять режим рабочего времени; соглашение об изменении условий трудового договора заключается в письменной форме. Если работодатель в данном случае не возражает против предложенного работницей режима ее работы, при отсутствии у нее медицинских противопоказаний для работы в таких условиях стороны вправе заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. Однако еще раз отметим, что это является правом, а не обязанностью работодателя.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
15 февраля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.