Какое значение необходимо указывать в реквизите "101" при составлении в 2017 году распоряжений о переводе денежных средств в уплату страховых взносов (другими словами, каким должен быть показатель статуса плательщика средств)?
Е.Е. Каравайкина,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2017 г., с. 44-46.
Поручение на перечисление налогов, страховых взносов, иных платежей в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется по правилам, установленным Минфином по согласованию с ЦБ РФ (п. 7, 9 ст. 45 НК РФ). Эти правила, включая Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приложение 5), утверждены Приказом Минфина РФ от 12.11.2013 N 107н.
Для заполнения реквизита "101" распоряжения о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ в зависимости от статуса плательщика выбирается один из показателей, приведенных в правилах из приложения 5.
Статус плательщика средств | Значение показателя |
Налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо | 01 |
Налоговый агент | 02 |
Плательщик - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ | 08 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) - индивидуальный предприниматель | 09 |
Налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам | 14 |
Плательщик - физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ | 24 |
Таким образом, при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату страховых взносов в реквизите "101" платежного документа нужно указывать показатель "08". При этом если страховые взносы за себя уплачивает ИП, то показатель уже другой - "09" (см. также Письмо ФНС РФ от 20.01.2017 N БС-3-11/371@).
В то же время Минфином подготовлен проект приказа о внесении изменений в Приказ N 107н (ID проект 01/02/08-16/00052876), которым, по сути, предусмотрено использование в качестве показателя статуса плательщика страховых взносов значения "14", на чем уже сейчас настаивают ФНС, ПФ РФ и ФСС в совместном Письме от 26.01.2017 N БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П.
Добавим: в этом же проекте предложено расширить перечень статусов плательщика средств (так как Налоговым кодексом теперь предусмотрена возможность уплаты платежей в бюджетную систему РФ за налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов, налоговых агентов иными лицами).
Проект | |
Новый статус плательщика средств | Значение показателя |
Законный или уполномоченный представитель налогоплательщика | 28 |
Иные лица - юридические лица | 29 |
Иные лица - физические лица | 30 |
Согласно информации, опубликованной на официальном сайте ФНС 11.01.2017, при заполнении платежного поручения на перечисление страховых взносов в бюджетную систему РФ после 01.01.2017 должны указываться:
в полях "ИНН" и "КПП" получателя средств - ИНН и КПП соответствующего налогового органа, осуществляющего администрирование платежа по месту учета налогоплательщика;
в поле "Получатель" - сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках - сокращенное наименование налогового органа, осуществляющего администрирование платежа по месту учета налогоплательщика;
код бюджетной классификации, состоящий из 20 знаков (цифр), при этом первые три цифры, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ, должны быть "182" - Федеральная налоговая служба;
в поле "Статус лица-налогоплательщика": для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы за себя, - "09"; для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы за работников, - "14" - налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам.
А вот Сбербанк предупреждает (новость датирована 23.01.2017) о следующем.
Информируем, что при перечислении денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ необходимо в реквизите 101 (показатель статуса плательщика) указывать значение: "08" плательщик - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с Приложением N 5 Приказа Минфина России от 12.11.2013 N 107н.
* * *
Исходя из действующих нормативных правовых актов при составлении распоряжения на уплату страховых взносов (если только речь не идет об ИП, уплачивающем страховые взносы за себя) в реквизите "101" необходимо фиксировать показатель "08". Другой порядок заполнения данного реквизита возможен в том случае, если начнут действовать изменения, внесенные Минфином в правила заполнения поручений на перечисление платежей в бюджетную систему РФ. В то же время ФНС, ПФ РФ и ФСС уже сейчас настаивают на отражении в реквизите "101" показателя "14", с чем не согласен Сбербанк.
Кстати, как и ранее, сумму страховых взносов, исчисленную для уплаты за календарный месяц, нужно перечислить в бюджет в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ). Индивидуальные предприниматели должны уплатить фиксированные страховые взносы за расчетный период (календарный год) не позднее 31 декабря текущего календарного года, а страховые взносы, исчисленные с суммы дохода, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 2 ст. 432 НК РФ).
1 февраля 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"