9 октября мне исполняется 27 лет, получил повестку в военкомат на 5 октября. С 2008 г. по 2011 г. у меня была официальная отсрочка по уходу за родственником, каждый год приносил справку о регистрации. С 2010 г. по 2013 г. я учился очно в университете без военной кафедры, с 2013 г. по 2016 г. - заочно. Место жительства не менял, за все время работники военкомата и участковые не приходили, актов от соседей не было. Полученная повестка уже четвертая, в повестках я не расписывался ни разу, в последней расписался квартирант. По месту жительства я не проживал, военкомату об этом неизвестно. Если я приду в военкомат до того как мне исполнится 27 лет, заберут ли меня в армию? Если я приду в военкомат после 27 лет, какие действия они предпримут? Правда ли, что по приказу Минобороны N 465, мне должны выдать справку вместо военного билета? Что я могу предпринять, чтобы получить военный билет, а не справку?
Если вы явитесь в военкомат до того, как вам исполнится 27 лет, в отношении вас решение о призыве принято не будет, поскольку к моменту прохождения вами медицинского освидетельствования и вынесения призывной комиссией решения о призыве вам уже исполнится 27 лет.
Если вы придете в военкомат после 27 лет, вас также отправят для прохождения медицинской комиссии - с целью принятия решения о зачислении в запас ВС РФ.
Согласно приказу Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663", по решению призывной комиссии с воинского учета граждан, не пребывающих в запасе, в установленном порядке снимаются граждане:
- освобожденные от призыва на военную службу;
- освобожденные от исполнения воинской обязанности.
Зачисление в запас таких лиц производится военным комиссаром на основании выписки из протокола заседания призывной комиссии. Выдача им военного билета осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией или получения выписки из протокола призывной комиссии субъекта РФ.
В отношении получения справки вместо военного билета необходимо сказать следующее.
Действительно, приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495 "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета" предусмотрено, что справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.
При этом стоит учесть, что согласно постановлению Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан РФ", при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2, пп. "в" п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Таким образом, для выдачи справки должно быть установлено, что вы, начиная с 1 января 2014 г. не имели законных оснований для освобождения от призыва или прохождения военной службы. При этом не имеет никакого значения, был ли установлен факт уклонения от ее прохождения, возбуждалось ли в этой связи уголовное дело и привлекались ли вы к ответственности.
Для получения справки достаточно лишь факта отсутствия у вас законных основания для освобождения от военной службы или получения отсрочки от призыва.
То обстоятельство, что вы не получали в указанный период времени повесток, как показывает практика, также может не сыграть никакой роли - будет принято решение о выдаче именно справки.
Чтобы этого избежать вам нужно доказать, что в период с 01.01.2014 у вас имелись основания для получения отсрочки или освобождения от призыва.
То, что неполучение повестки не влияет на принятие решения о выдачи справки подтверждается судебной практикой.
Апелляционное определение N 33А-2919/2016 от 27.07.2016 по делу N 33А-2919/2016:
"Установлено, что Сидоров А.А., ...года рождения, поставлен на воинский учет....
В период обучения в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "..." Минздравсоцразвития РФ Сидорову А.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ... (диплом от...).
27 лет Сидорову А.А. исполнилось ..., он признан годным к военной службе.
Решением призывной комиссии муниципального образования г. Гусь-Хрустальный от ...(протокол ...) Сидоров А.А. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас по пп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 53-ФЗ.
Данное решение объявлено присутствующему на комиссии Сидорову А.А. ..., а ... он письменно уведомлен об этом с разъяснением о причинах невыдачи справки (отсутствие бланков справок взамен военного билета ). Впоследствии, по его заявлению от ..., ему ... направлена выписка из протокола заседания призывной комиссии.
Из материалов дела усматривается, что после ... Сидоров А.А. в отдел военного комиссариата для прохождения процедур, связанных с призывом на военную службу, не являлся. ОВК Владимирской области по г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальному району неоднократно направлялись обращения в органы полиции об установлении его местонахождения.
Имеются сведения о неудачных попытках вручения повесток в период ... г.г., в материалах дела имеются копии извещений, которые не были вручены административному истцу в связи с отсутствием его по месту регистрации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о
том, что на момент вступления в силу изменений, внесенных п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Сидоров А.А. от обязанностей, установленных указанным Федеральным законом, уклонялся, законных оснований для освобождения от прохождения военной службы не имел, в связи с чем решением призывной комиссии от ... обоснованно признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Оспариваемое решение принято должностным лицом в пределах предоставленных полномочий, каких-либо нарушений процедуры его принятия, которые могли бы повлечь признание его незаконным, не установлено".
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 16.02.2015 по делу N 2-1990/2015:
"Довод заявителя о том, что его в период с момента окончания отсрочки в .... г. и до достижения 27-летнего возраста никто не вызывал в военный комиссариат соответствующими повестками, не может служить основанием для признания незаконным заключения призывной комиссии, поскольку именно на призывника законом возложена обязанность сообщать и предоставлять подтверждающие документы об обстоятельствах, которые дают право на предоставление отсрочки".
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 27.04.2015 по делу N 33-6330/2015:
"Следовательно, юридически значимым и подлежащим выяснению по делу был факт того, являлся ли заявитель лицом, не проходившим службу и не имевшим освобождения от призыва (ст. 23 Федерального закона) либо отсрочки (ст. 24 Федерального закона) после 1 января 2014 г. При этом факт непрохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет.
Учитывая, что решений об освобождении либо об отсрочке от призыва в отношении Т. не принималось, призывная комиссия при зачислении Т. в запас вправе была признать его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что военный комиссариат Т. не призывал, повесток и других извещений он не получал, правового значения по делу не имеют, поскольку для применения положений ч. 1.1 ст. 28 Федерального закона не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения от военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для прохождения военной службы по призыву, предусмотренных ст. 23 и 24 Федерального закона".
Таким образом, подавляющее большинство судебных актов основаны именно на такой позиции - признают принятое решение о выдаче справки законным.
М. Петров
Правовед.RU
4 октября 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU