В кассу казенного учреждения поступили денежные средства в качестве пожертвования от физического лица. Как отразить в бюджетном учете операции по поступлению, а также по расходованию этих средств в указанных жертвователем целях (на приобретение оборудования)? Учитывается ли сумма денежных средств, полученных в виде пожертвования, в составе доходов в целях налогообложения прибыли?
Т. Кочнова,
к.э.н., заместитель директора Департамента бухгалтерского учета
Минобрнауки РФ
Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2017 г., с. 11-14.
Бюджетный учет. Согласно ст. 582 ГК РФ дарение вещи или права в общеполезных целях признается пожертвованием. Получателями пожертвований могут быть граждане, лечебные, воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения, благотворительные, научные и образовательные организации, фонды, музеи, другие учреждения культуры, общественные и религиозные организации и иные некоммерческие организации в соответствии с законом, а также государство и другие субъекты гражданского права, указанные в ст. 124 ГК РФ.
Казенное учреждение, являясь некоммерческой организацией, вправе получать пожертвования от юридических и физических лиц как в денежной, так и в иных формах. Пожертвования - это один из источников формирования имущества некоммерческих организаций (ст. 9.1, п. 1 ст. 26 Федерального закона N 7-ФЗ*(1)).
В соответствии с п. 3 ст. 582 ГК РФ пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено использованием имущества по определенному назначению. При наличии такого условия договор пожертвования должен быть оформлен в письменном виде.
Стоит отметить, что расходовать наличные денежные средства, полученные от физического лица в качестве пожертвования, казенные учреждения не вправе. Такие средства в силу положений п. 1, 4, 5 ст. 41 БК РФ подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
В свою очередь, ст. 35 БК РФ предусмотрено, что расходы бюджета согласно закону (решению) о бюджете могут быть увязаны с определенными доходами бюджета в части, касающейся пожертвований. На основании п. 3 ст. 217 БК РФ в случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения поправок в закон (решение) о бюджете.
Таким образом, при поступлении в бюджет пожертвований сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, на сумму указанных поступлений казенному учреждению могут быть доведены дополнительные лимиты бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов. Аналогичные разъяснения были приведены в Письме Минфина РФ от 17.05.2011 N 02-03-09/2016.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, суммы доходов в виде пожертвований относятся на статью 180 "Прочие доходы" аналитической группы подвида доходов бюджетов и отражаются в бюджетном учете по статье 180 КОСГУ.
Операции по поступлению сумм пожертвований в кассу учреждения и перечислению их в доход бюджета отразятся следующими корреспонденциями счетов (п. 78, 104 Инструкции N 162н*(2)):
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Казенное учреждение является администратором доходов бюджета | ||
Поступили денежные средства в качестве пожертвования в кассу учреждения | 1 201 34 510 Забалансовый счет 17 | 1 205 81 660 |
Начислены доходы, полученные от поступления денежных средств в виде пожертвования | 1 205 81 560 | 1 401 10 180 |
Зачислены в бюджет суммы доходов в виде пожертвований* | 1 210 02 180 | 1 201 34 610 Забалансовый счет 18 |
Казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет | ||
Поступили денежные средства в качестве пожертвования в кассу учреждения | 1 201 34 510 Забалансовый счет 17 | 1 205 81 660 |
Начислены доходы, полученные от поступления денежных средств в виде пожертвования | 1 205 81 560 | 1 401 10 180 |
Отражена задолженность перед бюджетом в сумме поступивших пожертвований | 1 304 04 180 | 1 303 05 730 |
Перечислены суммы, поступившие учреждению в качестве пожертвования, в доход бюджета* | 1 303 05 830 | 1 201 34 610 Забалансовый счет 18 |
* Приведенные корреспонденции счетов следует согласовать с главным распорядителем бюджетных средств, финансовым органом, поскольку они отсутствуют в Инструкции N 162н (п. 2 Инструкции N 162н). |
На счетах санкционирования расходов бюджета операции по получению дополнительных лимитов бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов, а также по принятию бюджетных, денежных обязательств в пределах доведенных ЛБО отразятся следующим образом (п. 134, 140 Инструкции N 162н):
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Получены ЛБО на текущий финансовый год | 1 501 15 000 | 1 501 13 000 |
Приняты обязательства в пределах доведенных ЛБО | 1 501 13 000 | 1 502 11 310 |
Приняты денежные обязательства в пределах доведенных ЛБО | 1 502 11 310 | 1 502 12 310 |
Операции по расходованию полученных ЛБО в указанных жертвователем целях (на приобретение оборудования) отразятся в бюджетном учете так (п. 7, 84, 102, 111 Инструкции N 162н):
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Приобретение оборудования через подотчетное лицо | ||
Выдан аванс подотчетному лицу на приобретение оборудования | 1 208 31 560 | 1 201 34 610 |
Отражены вложения в объект основных средств (оборудование) | 1 106 31 310 | 1 208 31 660 |
Приобретение оборудования у поставщика | ||
Отражены вложения в объект основных средств (оборудование) | 1 106 31 310 | 1 302 31 730 |
Погашена задолженность перед поставщиком оборудования | 1 302 31 830 | 1 304 05 310 |
Принятие оборудования к учету | ||
Принято к учету оборудование по сформированной первоначальной стоимости | 1 101 34 310 | 1 106 31 310 |
Налоговый учет. Пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством, согласно пп. 1 ст. 251 НК РФ отнесены к целевым поступлениям, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 251 НК РФ). При этом учреждения - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. В противном случае полученные денежные средства должны быть включены в состав внереализационных доходов учреждения при исчислении базы по налогу на прибыль (п. 8, 14 ст. 250 НК РФ). По данному вопросу смотрите также Письмо Минфина РФ от 28.03.2016 N 03-03-06/3/17251.
1 января 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"