Разъясните, как муниципальное бюджетное учреждение может распределить в целях начисления налога на прибыль расходы, например, коммунальные платежи, между деятельностью по выполнению муниципального задания и приносящей доход деятельностью?
Г.Г. Лалаев,
советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса,
доцент Финансового университета при Правительстве РФ
Журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2017 г., с. 73-76.
В целях исчисления налога на прибыль расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода согласно ст. 252 НК РФ.
В пункте 1 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех его доходов.
В соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (далее - Положение N 640).
Аналогичные положения о формировании государственного (муниципального) задания утверждены учредителями в отношении подведомственных государственных и муниципальных учреждений.
В соответствии с Положением N 640:
- объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, выполнение работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет выделенных учредителем средств и затрат на уплату налогов на имущество учреждения (п. 11 Положения N 640);
- значения нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) подлежат утверждению. Указанные нормативные затраты учитываются при формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год, в пределах которых осуществляется финансовое обеспечение выполнения государственного задания (п. 38, 39 Положения N 640);
- уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения государственного задания осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания (п. 41 Положения N 640).
В соответствии со ст. 251 НК РФ к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы в целях определения налога на прибыль, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, в том числе в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям (ч. 14). При этом на бюджетные учреждения - получателей средств целевого финансирования в виде субсидий возложена обязанность вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Расходы бюджетных учреждений за счет средств целевого финансирования:
не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
не подлежат распределению в пропорции согласно п. 1 ст. 272 НК РФ.
В Письме Минфина РФ от 13.10.2016 N 03-03-10/59757 разъяснено следующее:
- фактически осуществленные расходы, рассчитанные исходя из нормативов, которые должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий, не учитываются бюджетными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль;
- расходы, произведенные сверх нормативных затрат, при условии, что они относятся и к деятельности, приносящей доход, и к уставной бюджетной деятельности, при их соответствии критериям ст. 252 НК РФ подлежат распределению согласно п. 1 ст. 272 НК РФ: пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех его доходов.
Следует учитывать, что суммы недофинансирования не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
1 января 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"