Вправе ли автономное учреждение, осуществляющее закупочную деятельность по Закону N 223-ФЗ, устанавливать в документации о закупке территориальные ограничения в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) - в частности, конкретный субъект РФ, на территории которого должен находиться поставщик (подрядчик, исполнитель)? Если да, то нужно ли как-то обосновывать такие ограничения?
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике Института экономики города
Журнал "Руководитель автономного учреждения", N 1, январь 2017 г., с. 19-20.
В отличие от законодательства о контрактной системе, где установлен исчерпывающий перечень требований, которые заказчик вправе предъявлять к участникам закупки (ст. 31 Закона N 44-ФЗ), в Законе N 223-ФЗ такого перечня нет. Относительно требований к участникам закупки здесь содержатся лишь следующие нормы (см. п. 4 ч. 1, ч. 5, 6 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ):
1) участником закупки признается лицо, соответствующее требованиям, установленным заказчиком на основании положения о закупке;
2) в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам и перечень документов, представляемых ими для подтверждения соответствия установленным требованиям;
3) заказчик не должен ограничивать допуск к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам;
4) не допускается предъявлять к участникам требования, которые не указаны в документации о закупке;
5) установленные заказчиком требования, предъявляемые к участникам закупки, должны применяться ко всем ним в равной степени.
Следовательно, заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к участникам (в том числе основания для отклонения их заявок) в своем положении о закупке и, соответственно, документации о конкретной закупке в зависимости от особенностей осуществления хозяйственно-закупочной деятельности. Аналогичного мнения придерживается Минэкономразвития*(1). В принципе, таким требованием может быть и местонахождение участника закупки в конкретном субъекте РФ.
Вместе с тем важно, чтобы требование не было неизмеряемым. В связи с этим и в положении, и в документации о закупке необходимо указать, что конкретно имеется в виду под понятием "местонахождение" (юридический адрес, место регистрации по месту жительства физического лица и т.д.).
Кроме того, следует помнить: один из установленных принципов осуществления закупок - отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Из содержания вопроса не совсем ясно, чем конкретно вызвано желание автономного учреждения предъявлять к участникам закупки требование по их местонахождению в конкретном субъекте РФ. Так что рекомендуем переформулировать данную норму (само по себе требование о нахождении участника закупки в конкретном регионе может быть расценено как необоснованное), изложив ее расширенно. Это позволит учреждению аргументированно отстаивать свою позицию в случае возникновения спора, вызванного возможным обращением "неправильного" участника закупки с жалобой в ФАС.
1 января 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., например, письма Минэкономразвития РФ от 16.08.2016 N Д28и-2102, от 05.08.2016 N Д28и-1966, от 25.07.2016 N Д28и-1862.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"