Бюджетное учреждение выполнило установленное госзадание, сэкономив при этом по некоторым статьям расходов. Вправе ли директор учреждения использовать сэкономленные средства в следующем году по своему усмотрению? Должен ли учредитель определить направления расходования данных средств? Есть ли возможность потратить сэкономленные средства в текущем году и можно ли, опять же, сделать это без согласования с учредителем направления расходов? Вправе ли учредитель потребовать от учреждения возврата сэкономленных средств?
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города (Москва)
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 2, февраль 2017 г., с. 35-38.
В отличие от автономных учреждений, у которых любые доходы поступают в их самостоятельное распоряжение*(1), в отношении бюджетных учреждений в федеральном законодательстве устанавливается правомочность самостоятельного распоряжения только теми доходами, которые получены от приносящей доходы деятельности, то есть от оказания платных услуг и (или) выполнения платных работ (см. ответ на предыдущий вопрос). Следовательно, самостоятельностью в расходовании средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение не обладает.
Наряду с этим в федеральном законодательстве говорится, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на выполнение государственного (муниципального) задания, используются в очередном финансовом году на цели, ради которых данные учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы)*(2).
Примечание. Можно направить сэкономленные средства не только на выполнение госзадания, но и на любую другую деятельность (в том числе платную), если она соответствует полномочию учредителя.
Таким образом, в строгом соответствии с буквой закона бюджетное учреждение может использовать сэкономленные средства субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания в текущем году, на "цели своего создания" только уже в очередном (следующем) финансовом году. Отдельно отметим, что целями создания бюджетного учреждения согласно федеральному законодательству является выполнение работ и (или) оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах*(3). Это означает, что учреждение может направить сэкономленные средства не только на деятельность, связанную с выполнением государственного (муниципального) задания, но и на любую другую деятельность (в том числе осуществляемую на платной основе) при условии, что данная деятельность соответствует тому или иному полномочию учредителя учреждения (органа государственной власти РФ, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления).
Указанные полномочия установлены в федеральном законодательстве*(4). Например, учреждение дополнительного образования муниципального района на основании своего устава оказывает дополнительные образовательные услуги для детей в рамках реализации такого полномочия муниципального района, как "организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях"*(5), и оказывает платные услуги по прокату спортивного инвентаря для всех желающих в рамках реализации такого полномочия муниципального района, как "обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры"*(6). Причем первая деятельность включается в состав муниципального задания, а вторая - нет. Выполнив в полном объеме муниципальное задание и сэкономив при этом определенные средства бюджетной субсидии, учреждение может направить данные средства на оказание дополнительных образовательных услуг (например, приобрести какие-то наглядные пособия, отремонтировать помещения, где оказываются услуги) и (или) на предоставление услуг по прокату спортивного инвентаря (закупить новый инвентарь, оплатить рекламу прокатных услуг и т.п.). А вот, скажем, на закупку оборудования для создания платной автомойки потратить эти деньги нельзя, поскольку оказание таких услуг не соотносится ни с одним из полномочий органов местного самоуправления муниципального района.
Однако, поскольку самостоятельность бюджетного учреждения в распоряжении средствами субсидии на выполнение задания в федеральном законодательстве не продекларирована (см. выше), направления расходования сэкономленных средств субсидии необходимо согласовывать с учредителем - в частности, через процедуру согласования с ним плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год. Собственно, так это и происходит на практике. Отметим, что подобным образом (через согласование с учредителем изменений в плане финансово-хозяйственной деятельности) осуществляется перенаправление средств субсидии со статьи на статью в рамках текущего финансового года. А потому, если руководитель видит, что задание выполняется, но по каким-то статьям расходов будет экономия, он может сделать перенаправление.
Требовать возврата сэкономленных средств субсидии учредитель не вправе, поскольку федеральное законодательство предусматривает указанный вариант, только если государственное (муниципальное) задание не выполнено в полном объеме (абз. 4 п. 2 ч. 5 ст. 69.2 БК РФ). Если задание полностью выполнено, то требование такого возврата со стороны учредителя будет нарушением норм федерального законодательства - вышерассмотренной нормы о расходовании сэкономленных средств самим учреждением в очередном финансовом году (если возврат будет требоваться уже в следующем году)*(7) или нормы, согласно которой уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении задания (если возврат будет требоваться в текущем финансовом году)*(8).
1 февраля 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Часть 8 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(2) Часть 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ).
*(3) Часть 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон об НКО).
*(4) Отраслевые федеральные законы (например, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"), Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
*(5) Пункт 11 ч. 1 ст. 15 Закона N 131-ФЗ.
*(6) Пункт 26 ч. 1 ст. 15 Закона N 131-ФЗ.
*(7) Часть 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ.
*(8) Часть 3 ст. 9.2 Закона об НКО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"