Вправе ли государственное бюджетное учреждение списать дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности, образовавшуюся до изменения типа данного учреждения в связи с вступлением в силу Федерального закона N 83-ФЗ?
А. Репин,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 2, февраль 2017 г., с. 60-63.
По мнению Минфина, высказанному в Письме от 02.12.2016 N 02-07-10/71673, дебиторская задолженность, образовавшаяся до изменения правового положения государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с Федеральным законом N 83-ФЗ, признается задолженностью перед бюджетом публично-правового образования, создавшего учреждение. При этом отмечено, что правовых оснований для списания дебиторской задолженности перед бюджетом в отношении дебиторов, которые продолжают свою хозяйственную деятельность, законодательством не предусмотрено.
Обоснование. В соответствии с п. 339 Инструкции N 157н*(1) учет задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о ее списании с балансового учета учреждения ведется на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов". Учет дебиторской задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств до исполнения (прекращения) задолженности иным не противоречащим законодательству РФ способом.
При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.
Задолженность списывается с забалансового учета на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ.
Основания для признания дебиторской задолженности безнадежной установлены соответствующими нормами ГК РФ. Так, исходя из ст. 196 указанного кодекса общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ. В силу данной статьи, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Кроме того, на основании ст. 419 ГК РФ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо.
Однако, поскольку дебиторская задолженность перед учреждением возникла до вступления в силу Федерального закона N 83-ФЗ, согласно которому произошло изменение порядка и форм финансового обеспечения учреждения, а также правил учета учреждением активов и обязательств, указанная задолженность признается задолженностью перед бюджетом публично-правового образования, создавшего учреждение.
Статьей 47.2 БК РФ установлены случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также предусмотрены нормы, регулирующие ее списание (восстановление). Согласно ч. 1 данной статьи платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок (задолженность по платежам в бюджет), признаются безнадежными к взысканию в случае:
1) смерти физического лица - плательщика платежей в бюджет или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ;
2) признания банкротом индивидуального предпринимателя - плательщика платежей в бюджет в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества должника);
3) ликвидации организации - плательщика платежей в бюджет (в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенным по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности погашения учредителями (участниками) указанной организации) в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ;
4) принятия судом акта, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет в связи с истечением установленного срока ее взыскания (срока исковой давности), в том числе вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности по платежам в бюджет;
5) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет и размер задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, или судом возвращено заявление о признании плательщика платежей в бюджет банкротом либо прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Общие требования к порядку принятия решений о признании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ безнадежной к взысканию утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 N 393.
Решение о признании задолженности по платежам в бюджет безнадежной к взысканию принимается администратором доходов бюджета на основании документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные п. 1 и 2 ст. 47.2 БК РФ, в соответствии с порядком принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, определенным главным администратором доходов бюджета согласно общим требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 N 393.
В связи с вышеизложенным правовых оснований для списания дебиторской задолженности перед бюджетом в отношении дебиторов, которые продолжают свою хозяйственную деятельность, законодательством не предусмотрено.
1 февраля 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"