В результате инвентаризации выявлена недостача (виновные лица устанавливаться не будут), которую планируется списать на расходы организации. Какие приказы и ведомости необходимо оформить, чтобы было обоснование списания на счет 91.02?
Ответ подготовила:
О. Ткач,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества
Журнал "Актуальная бухгалтерия", N 3, март 2017 г., с. 89-90.
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяет экономический субъект, за исключением обязательного проведения инвентаризации*(1). Обязательное проведение инвентаризации устанавливают законодательство РФ, федеральные и отраслевые стандарты.
Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств*(2). Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записывают в инвентаризационные описи или акты инвентаризации (не менее чем в двух экземплярах), примерные формы которых приведены в приложениях N 6-18 к Методическим указаниям*(3).
Результаты инвентаризации оформляют первичными учетными документами, составленными по унифицированным формам*(4).
В частности, к ним относятся: "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей" (форма N ИНВ-3), применяемая для отражения данных фактического наличия товарно-материальных ценностей в местах хранения и на всех этапах их движения в организации; "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей" (форма N ИНВ-19), составляемая для отражения результатов инвентаризации ТМЦ, по которым выявлены отклонения от данных учета.
Итоговые данные результатов инвентаризации обобщают в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26).
Инвентаризационная комиссия на заседании по итогам инвентаризации анализирует выявленные расхождения, а также предлагает способы устранения обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета*(5).
Заседание инвентаризационной комиссии оформляют протоколом, в котором фиксируют выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей. В протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц*(6).
Результаты инвентаризации утверждает руководитель организации своим приказом. В этом же приказе указывают источник покрытия выявленных инвентаризационных разниц (недостач)*(7). На основании такого приказа руководителя бухгалтер делает в бухгалтерском учете записи о списании суммы недостач, выявленных при инвентаризации, за счет источника, указанного в приказе. Суммы, учтенные на счете 94, в зависимости от источников возмещения в дальнейшем списывают*(8):
- в пределах норм естественной убыли - на счета 20, 26, 44 и т.д.;
- за счет виновных лиц (счет 73, субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" или счет 76, субсчет "Расчеты по претензиям");
- на финансовые результаты организации (счет 91, субсчет "Прочие расходы"), если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них.
Таким образом, документами, являющимися основанием для отражения операции по выбытию товаров в результате их хищения, порчи, недостачи, являются:
- документы по учету результатов инвентаризации, предусмотренные Методическими указаниями N 49;
- письменные объяснения работника, виновного в недостаче (при отсутствии виновного лица - объяснения материально ответственного лица);
- бухгалтерская справка-расчет по определению сумм недостач в пределах норм естественной убыли, а также сумм, подлежащих возмещению работником;
- протокол инвентаризационной комиссии, с указанием причин отсутствия виновных лиц и (или) невозможности их выявления;
- приказ руководителя, утверждающий результаты инвентаризации и определяющий источники покрытия недостач.
1 марта 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ
*(2) Методические указания, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания N 49)
*(3) п. 2.5 Методических указаний N 49
*(4) формы, утв. пост. Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, от 27.03.2000 N 26
*(5) п. 5.4 Методических указаний N 49
*(6) п. 5.3 Методических указаний N 49
*(7) п. 5.4 Методических указаний N 49
*(8) п. 30 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н; подп. "б" п. 28 Положения N 34н
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.