На забалансовом счете 04 у учреждения с 2008 года числится дебиторская задолженность в сумме 52 000 руб. Учреждение заключило договор со сторонней организацией и перечислило аванс в размере, прописанном в договоре. Исполнитель договора свои обязательства не исполнил, денежные средства не вернул. Решения о банкротстве (ликвидации) юридического лица - дебитора нет. Можно ли списать сумму задолженности?
Т. Обухова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2017 г., с. 70-74.
Правовых оснований для списания дебиторской задолженности перед бюджетом в отношении дебиторов, которые продолжают свою хозяйственную деятельность, законодательством не предусмотрено (Письмо Минфина РФ от 02.12.2016 N 02-07-10/71673). Учреждению для получения основания для списания суммы такой задолженности следует обратиться в суд и в судебном порядке попытаться либо вернуть уплаченные в 2008 году по договору денежные средства, либо установить невозможность взыскания с контрагента суммы задолженности. На основании полученного судебного решения учреждение должно обратиться к учредителю с просьбой разрешить списать данную задолженность с забалансового счета 04. Без наличия такого решения учреждение не вправе списать задолженность (Письмо Минфина РФ от 19.04.2016 N 02-07-10/22438). Если разрешение на то учредителя будет получено, составляется приказ руководителя учреждения о списании такой задолженности, к которому прикладывается данное решение. Далее на основании приказа руководителя учреждения составляются акт о списании суммы дебиторской задолженности либо бухгалтерская справка (ф. 0504833).
Обоснование. Учет задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о ее списании с балансового учета учреждения ведется на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" (п. 339 Инструкции N 157н*(1)). Учет дебиторской задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств до исполнения (прекращения) задолженности иным не противоречащим законодательству РФ способом.
Как отмечается в Письме Минфина РФ N 02-07-10/71673, основания для признания дебиторской задолженности безнадежной установлены соответствующими нормами ГК РФ. Так, согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ. В статье 200 ГК РФ говорится, что, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (ст. 419 ГК РФ).
Поскольку дебиторская задолженность возникла в 2009 году, в период, когда все государственные (муниципальные) учреждения были бюджетными (разделение на казенные, автономные и бюджетные отсутствовало), дебиторская задолженность, образовавшаяся до изменения правового положения государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с Федеральным законом N 83-ФЗ*(2), признается задолженностью перед бюджетом публично-правового образования, создавшего учреждение (Письмо Минфина РФ N 02-07-10/71673). Статьей 47.2 БК РФ установлены случаи признания задолженности по платежам в бюджет безнадежной к взысканию, а также предусмотрены нормы, регулирующие ее списание (восстановление). В положениях данной статьи говорится, что безнадежными к взысканию, в частности, признаются платежи в бюджет в случае:
1) ликвидации организации - плательщика платежей в бюджет в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенным по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ;
2) принятия судом акта, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет в связи с истечением установленного срока ее взыскания (срока исковой давности), в том числе вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности по платежам в бюджет;
3) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет, в следующих ситуациях:
- размер задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
- судом возвращено заявление о признании плательщика платежей в бюджет банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Примечание. Общие требования к порядку принятия решений о признании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ безнадежной к взысканию утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 N 393.
Минфин, проанализировав законодательство РФ, пришел к выводу о том, что правовых оснований для списания дебиторской задолженности перед бюджетом в отношении дебиторов, которые продолжают свою хозяйственную деятельность, законодательством не предусмотрено. Таким образом, учреждению следует обратиться в суд и в судебном порядке попытаться вернуть уплаченные в 2009 году по договору денежные средства либо установить невозможность взыскания с организации суммы задолженности. На основании полученного судебного решения учреждение должно обратиться к учредителю с просьбой разрешить списать данную задолженность с забалансового счета 04. Без наличия такого решения учреждение не вправе списать задолженность (Письмо Минфина РФ N 02-07-10/22438). Если разрешение от учредителя будет получено, то составляется приказ руководителя учреждения о списании такой задолженности, к которому прикладывается данное решение. Далее исходя из приказа руководителя учреждения составляются акт о списании суммы дебиторской задолженности, который отражается в учете, либо бухгалтерская справка (ф. 0504833).
Обратите внимание! Решение о списании суммы дебиторской задолженности бюджетного учреждения, возникшей до изменения типа государственных (муниципальных) учреждений (до 01.01.2012), принимается администратором дохода, выполняющим относительно бюджетного учреждения функцию учредителя (Письмо Минфина РФ N 02-07-10/22438).
1 февраля 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"