Бюджетное учреждение здравоохранения оказывает платные медицинские (в том числе стоматологические) услуги без использования контрольно-кассовой техники. Потребителям медицинских услуг выдается бланк строгой отчетности (БСО). Может ли учреждение и дальше применять БСО или начиная с 01.02.2017 оно обязано использовать ККТ, передающую информацию о расчетах, осуществленных с помощью наличных денежных средств и электронных средств платежа, через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде?
А. Гусев,
к.п.н., эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2017 г., с. 58-64.
С 15.07.2016 действуют изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ*(1) в Закон о ККТ*(2). К ним, в частности, относятся:
- плавный и поэтапный переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных денежных средств и электронных средств платежа, через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде. Так, с 15.07.2016 предусмотрена возможность добровольного перехода на онлайн-кассу, с 01.02.2017 регистрация ККТ осуществляется только по новым правилам, а с 01.07.2017 старый порядок прекратит свое действие. При этом учреждениям, которые не были обязаны применять ККТ, будет отведен еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 01.07.2018;
- передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС;
- возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС;
- изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. БСО приравнен к кассовому чеку;
- применение ККТ при оказании услуг, а также плательщиками ЕНВД;
- использование фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной), с возможностью его самостоятельной замены один раз в три года, плательщиками ЕНВД и "патентного" налога, а также лицами, работающими в сфере услуг. Предельные сроки использования фискального накопителя законом не ограничены;
- необязательность технического обслуживания для регистрации кассового аппарата в ФНС;
- экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных;
- поэкземплярный учет ФНС произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров;
- возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
В силу п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ при расчете пользователь обязан выдать кассовый чек или БСО на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить их в электронной форме покупателю на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты*(3).
В целях исполнения указанных обязанностей учреждение вправе направить покупателю на абонентский номер либо адрес электронной почты предоставленные покупателем до совершения расчета:
а) сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или БСО*(4);
б) информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в Интернете и по которому такой чек или бланк может быть бесплатно получен покупателем.
Согласно новому определению, введенному Федеральным законом N 290-ФЗ, кассовый чек - первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении ККТ.
В свою очередь, БСО - первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги. БСО должен содержать сведения о расчете, подтверждать факт его осуществления и соответствовать требованиям законодательства РФ о применении ККТ.
Автоматизированная система для бланков строгой отчетности - контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронном виде бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях.
ККТ - электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы. Они должны обеспечивать запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формировать фискальные документы, обеспечивать передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ о применении ККТ.
Таким образом, внесенные изменения предусматривают переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных денежных средств и электронных средств платежа, через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде.
Сразу отметим, что указанный переход не будет одномоментным. Федеральным законом предусмотрено поэтапное внедрение указанных новшеств.
Дата | Требования Федерального закона N 290-ФЗ |
До 01.02.2017 | Осуществляется регистрация ККТ в порядке, установленном Законом о ККТ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме, содержащих фискальный признак, с 01.02.2017 не допускаются, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона о ККТ (в редакции Федерального закона N 290-ФЗ). С обозначенной даты учреждения здравоохранения обязаны заключать договоры с операторами фискальных данных и осуществлять через них передачу этих данных в налоговые органы в электронной форме. До указанной даты такие договоры могут быть заключены в добровольном порядке |
До 01.07.2017 | ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета в порядке, установленном Законом о ККТ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами |
До 01.07.2018 | Вправе не применять ККТ учреждения, освобожденные от использования ККТ Законом о ККТ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) (п. 9 ст. 2 Закона о ККТ) |
Перечень случаев, когда учреждение здравоохранения может не применять ККТ, установлен Законом о ККТ. Рассмотрим их.
Выдача бланков строгой отчетности
В соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 290-ФЗ и Законом о ККТ, учреждения здравоохранения до 01.07.2018 обязаны осуществлять выдачу БСО в порядке, предусмотренном Положением N 359*(5) и Законом о ККТ (в редакции, действовавшей до внесения Федеральным законом N 290-ФЗ изменений). В силу указанных нормативных актов учреждения здравоохранения, осуществляющие расчеты без применения ККТ, в случае оказания услуг населению должны выдавать документ, оформленный на БСО, который приравнивается к кассовому чеку. Такие БСО (квитанции, билеты, абонементы и др.) должны содержать следующие реквизиты (п. 3 Положения N 359):
а) наименование документа, шестизначный номер и серию, наименование учреждения и организационно-правовую форму;
б) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа учреждения;
в) ИНН учреждения;
г) вид услуги, стоимость услуги в денежном выражении, размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами;
д) дату осуществления расчета и составления документа;
е) должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись и печать;
ж) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми организация вправе дополнить документ.
БСО могут быть изготовлены типографским способом или с использованием автоматизированных систем. При этом отказ в выдаче по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар, с содержанием всех необходимых сведений влечет административную ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
В свою очередь, после 01.07.2018 выдача БСО может осуществляться исключительно при соблюдении следующих условий:
1) БСО формируются в момент расчета между учреждением и клиентом;
2) БСО можно использовать исключительно при расчетах за оказанные услуги. Выдавать их при расчетах за выполненные работы или поставленные товары нельзя. При этом перечень услуг, при оказании которых можно использовать БСО, будет утвержден Правительством РФ;
3) БСО должны формироваться исключительно в электронном виде. Заполнять их вручную нельзя;
4) БСО могут быть выведены на бумажный носитель. Однако при этом должна использоваться автоматизированная система для бланков строгой отчетности.
При осуществлении расчетов с покупателями учреждение обязано выдать БСО на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить БСО в электронной форме покупателю по указанным реквизитам.
Осуществление отдельных видов деятельности
Перечень таких видов деятельности установлен в п. 2 ст. 2 Закона о ККТ. Учреждения здравоохранения, в частности, могут не применять ККТ при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:
- обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
- присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами.
Применение спецрежима в виде ЕНВД при ведении отдельных видов деятельности
В силу п. 2 ст. 2 Закона о ККТ учреждения здравоохранения, уплачивающие ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, поименованных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ, при условии выдачи документа*(6) в ранее установленном порядке, до 01.07.2018.
Осуществление расчетов в отдаленных (труднодоступных) районах
В силу п. 3 ст. 2 Закона о ККТ учреждения здравоохранения, осуществляющие расчеты в местностях*(7), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, вправе не применять ККТ, при условии выдачи покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией и покупателем. При этом данный документ должен содержать "наименование, порядковый номер, реквизиты, установленные абз. 4-12 п. 1 ст. 4.7 Закона о ККТ, и подпись лица, выдавшего документ.
Также отметим, что могут не применять ККТ аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций*(8), имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Учреждения, осуществляющие торговлю с помощью торговых автоматов (например, продажу бахил), могут не использовать в составе таких автоматов контрольно-кассовую технику до 01.07.2018 (ст. 7 Федерального закона N 290-ФЗ).
Кроме того, ККТ можно не применять при осуществлении расчетов с электронным средством платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.
Необходимо отметить, что, если учреждение в соответствии с Законом о ККТ (в редакции, действовавшей до 15.07.2016) вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ним до 01.07.2018 (п. 9 ст. 7 Федерального закона N 290-ФЗ).
1 марта 2017 г.
------------------------------------------------------------------------
*(2) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(3) При наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты.
*(4) Регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа.
*(5) Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
*(6) Товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар, работу, услугу.
*(7) За исключением городов, районных центров, поселков городского типа.
*(8) Амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"