Есть ли нормативно-правовые акты об обязательности применения штрихкода в едином платежном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг, так как абоненты отказываются оплачивать платежные документы со штрихкодом по религиозным убеждениям?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В настоящее время включать штрихкод в структуру платежного документа не является обязательным.
Обоснование вывода:
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ). Согласно п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных в установленные сроки.
Также плата может вноситься на основании информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 2 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).
В настоящее время примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2014 г. N 924/пр (далее - Приказ). Отметим, что штрихкод на сегодняшний день не является неотъемлемой частью примерной формы платежного документа.
Однако лицам, представляющим платежные документы потребителям, предлагается в целях автоматизации приема платежей граждан дополнять указанные документы специальными кодами - идентификаторами плательщика и получателя платежей, т.е. фактически штрихкодами (п. 2 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утвержденных Приказом).
Поскольку по указанному вопросу нам не удалось найти официальных разъяснений, высказанных компетентными органами в сфере ЖКХ, остановимся на позиции Минфина и ФНС России в отношении отказа граждан оплачивать платежные документы со штрихкодом по религиозным убеждениям. Так, физические лица уплачивают имущественные налоги на основании уведомления, направленного налоговым органом, и приложенного к нему платежного документа (извещения) по форме N ПД (налог), содержащих в том числе ИНН. В качестве УИН в платежном документе (извещении) по форме N ПД (налог) указывается индекс документа, который формируется налоговым органом. Кроме того, на бланк платежного документа по форме N ПД (налог) наносится штрихкод. Если физическое лицо по религиозным убеждениям не желает оплачивать налоги по присланному налоговым органом платежному документу (извещению) с указанным ИНН и нанесенным штрихкодом, то в этом случае оно может заполнить платежный документ по форме N ПД-4сб (налог) в любом банке самостоятельно, указав все необходимые реквизиты для уплаты налога, исключая ИНН (письмо Федеральной налоговой службы от 14 января 2016 г. N ГД-19-14/2 "О заполнении платежных документов").
Соответственно, полагаем, что и в рассматриваемом случае потребитель коммунальных услуг, получивший платежный документ со штрихкодом и не желающий по религиозным соображениям его оплачивать, вправе вносить плату в адрес поставщика или исполнителя коммунальной услуги на основании информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, обратившись в любой банк, самостоятельно заполнив квитанцию об оплате и указав все необходимые для этого реквизиты.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
3 марта 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.