Статья 57 ТК определяет содержание трудового договора: обязательные условия и дополнительные условия, основанные на нормах трудового права, производных от них локальных соглашениях, акта и договорах. Но часто работодатель включает в трудовой договор пункт о рассмотрении споров по договору в конкретном суде. Так как подсудности не относятся к трудовому праву, возникает вопрос: правомерно ли включать такой пункт в трудовой договор? Особенно актуален вопрос стал по делам о восстановлении на работе после вступления в силу 272-ФЗ, который ввел пункт 6.3 в статью 29 ГПК.
Включение в условия трудового договора условия о договорной подсудности в конкретном суде не соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе нормам ТК РФ и ГПК РФ, так как ухудшает положение работника по сравнению с действующим законодательством.
Правовое обоснование:
В соответствии с ч. 2 ст. 29 ГПК РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Согласно ч. 6.3. ст. 29 ГПК РФ иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.
Иски, вытекающие из договоров, в том числе трудовых, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора (ч. 9 ст. 29 ГПК РФ).
Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", март 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.