Государственное бюджетное учреждение субъекта РФ передается в ведение другому региональному министерству. Какие процедуры должны быть проведены в этом случае? Например, нужно ли закрывать лицевые счета, открытые учреждению в территориальном органе Федерального казначейства? Потребуется ли составлять новые акты передачи имущества?
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города (Москва)
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 3, март 2017 г., с. 31-33.
Согласно федеральному законодательству о некоммерческих организациях (НКО) учредителем бюджетного учреждения субъекта РФ является субъект РФ*(1). При этом функции и полномочия учредителя в отношении госучреждения, созданного субъектом РФ, осуществляются соответственно уполномоченным органом исполнительной власти данного субъекта (ч. 3 ст. 9.1 Закона об НКО).
В ситуации, описанной в вопросе, речь идет именно о смене такого органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. К процедурам, которые необходимо при этом провести, относится в том числе внесение изменений в устав бюджетного учреждения. В соответствии с федеральным законодательством о некоммерческих организациях устав бюджетного учреждения субъекта РФ формируется и утверждается в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Обычно одним из требований к содержанию устава является указание в нем конкретного органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Кроме того, поскольку, как правило, в компетенцию данного органа входит и непосредственное утверждение устава бюджетного учреждения и внесение в него изменений, новый орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе изменить и иные части устава, например, перечень видов деятельности, которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано*(2), размер крупной сделки*(3).
Что касается вопроса о переоформлении лицевого счета, открытого бюджетному учреждению в территориальном органе Федерального казначейства, в силу федерального законодательства открытие и ведение лицевых счетов бюджетным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством*(4). Согласно данному порядку номер лицевого счета учреждения в принципе не соотносится с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение*(5). Поэтому при смене главного распорядителя бюджетных средств, который, как правило, одновременно является и органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, необходимость переоформления лицевого счета у учреждения не возникает.
А вот передача имущества при смене органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, может потребоваться, только если управляет государственным имуществом, находящимся в собственности субъекта РФ и закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, не отдельный орган государственной власти (например, региональное министерство имущественных отношений), а отраслевые органы государственной власти, которые, собственно, и выполняют функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Напомним, что собственником любого имущества бюджетного учреждения является субъект РФ (ч. 9 ст. 9.2 Закона об НКО).
1 марта 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пункт 2 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон об НКО).
*(2) Абзац 5 ч. 3 ст. 14 Закона об НКО.
*(3) Часть 13 ст. 9.2 Закона об НКО.
*(4) Часть 4 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(5) Приказ Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"