Бюджетное учреждение для оказания платных услуг намерено арендовать недвижимое имущество за счет внебюджетных средств. Является ли аренда такого имущества закупкой и нужно ли здесь учреждению руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ*(1)? Если да, то следует ли каким-либо образом указывать случаи аренды помещений в положении о закупке (в частности, отнести аренду недвижимого имущества к категории закупок у единственного поставщика)?
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города (Москва)
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 3, март 2017 г., с. 33-34.
В данном в вопросе федеральный закон регулирует отношения, связанные с закупкой товаров, работ и услуг. С одной стороны, важно определить, является ли аренда имущества услугой, которую закупает учреждение. В действующем законодательстве однозначного ответа на вопрос нет, по этому поводу идут правовые споры*(2).
С другой стороны, аренда имущества не включена в перечень отношений, на которые не распространяет свое действие Закон N 223-ФЗ (ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). В данной ситуации в целях уменьшения риска возникновения претензий со стороны контролирующих органов рекомендуется при взятии в аренду любого имущества руководствоваться положениями данного закона (естественно, если речь не идет об аренде имущества за счет бюджетных средств, здесь уже работает другой закупочный закон - Закон о контрактной системе*(3)).
Причем если у органа, выполняющего функции и полномочия учредителя, утверждающего положение о закупке бюджетного учреждения*(4), не будет возражений, то ничто не препятствует отнести аренду имущества к случаям закупки услуг у единственного поставщика. Это достаточно распространенная практика. Например, именно таким образом решен данный вопрос у ФГОУ ВО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет" - согласно положению о закупке названного заказчика с единственным поставщиком заключаются договоры аренды недвижимого имущества, транспортных средств (в том числе с экипажем), оборудования*(5).
1 марта 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
*(2) См., например, статью Ю. Савицкой "Аренда - это услуга? Ошибочное толкование налоговых органов", delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=6579.
*(3) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(4) Пункт 6 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ.
*(5) Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"