Учредитель предлагает муниципальному автономному учреждению культуры (музею) вывести из его штатного расписания две ставки кассира, чтобы не учитывать затраты на оплату труда этих сотрудников при расчете субсидии на выполнение муниципального задания. Позиция учредителя заключается в том, что зарплата данным работникам должна выплачиваться за счет доходов от оказания платных услуг учреждения. Однако уставная деятельность музея основана на показе экспонатов и проведении экскурсий, в связи с чем и продаются входные билеты. Относится ли продажа таких билетов к платной деятельности и правомерна ли позиция учредителя?
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города
Журнал "Руководитель автономного учреждения", N 3, март 2017 г., с. 12-15.
Заданный вопрос не совсем корректно сформулирован. Прежде всего необходимо понимать, что указанные в вопросе ставки в принципе невозможно вывести из штатного расписания. Если данные трудовые функции будут и далее официально выполняться вопросы отдельными сотрудниками (ведь учредитель не требует, чтобы музей вообще перестал продавать входные билеты на свои экспозиции через кассу), эти ставки не могут "повиснуть в воздухе". Они все равно должны присутствовать в штатном расписании учреждения - независимо от того, за счет каких источников (бюджетных или внебюджетных) будут финансироваться.
Действующее законодательство не предусматривает разделения штатного расписания на части в зависимости от источников формирования фонда оплаты труда, а согласно рекомендациям Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений*(1) в учреждении должно составляться одно штатное расписание по всем должностям вне зависимости от того, в какой деятельности занят работник. Важно и то, что штатное расписание автономного учреждения утверждает не учредитель, а руководитель учреждения (по крайней мере формально)*(2).
Другой, еще более важный вопрос - правомочность учредителя не учитывать затраты на оплату труда работников, занимающих данные ставки, при расчете объема субсидии на выполнение муниципального задания. Ответ следует искать в порядке финансового обеспечения выполнения муниципального задания, который в силу федерального законодательства должен быть установлен местной администрацией конкретного муниципалитета (п. 3 ч. 5 ст. 4 Закона N 174-ФЗ, п. 4 ст. 69.2 БК РФ).
Вместе с тем объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в своих сферах деятельности (абз. 2 п. 4 ст. 69.2 БК РФ). В отношении учреждений культуры (в нашем случае - музеев) общие требования установлены Минкультуры*(3). Согласно данному документу в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги в сфере культуры, включается оплата труда (с начислениями) работников, непосредственно задействованных в предоставлении услуги. Кроме того, в базовый норматив на общехозяйственные нужды должны входить затраты на оплату труда (с начислениями) работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании муниципальной услуги в сфере культуры. По мнению автора, ставка "кассир музея" относится к персоналу, непосредственно связанному с оказанием муниципальной платной услуги "Публичный показ музейных предметов, музейных коллекций"*(4) (кассиры занимаются продажей билетов именно получателям данной услуги). Однако если учредитель не согласен с этим, все равно названных сотрудников можно отнести к категории персонала, который не принимает непосредственного участия в оказании муниципальной услуги в сфере культуры.
Так что если в муниципальное задание автономному учреждению входит вышеуказанная услуга, у учредителя нет правовых оснований исключать затраты на оплату труда музейных кассиров из расчета объема субсидии на выполнение задания.
В свою очередь, в порядках финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания в основном устанавливается правило: при осуществлении бюджетным или автономным учреждением платной деятельности в рамках задания объем финансового обеспечения его выполнения, рассчитанный на основе нормативных затрат (затрат), подлежит уменьшению на объем доходов от платной деятельности исходя из объема государственной или муниципальной услуги (работы), за оказание (выполнение) которой предусмотрено взимание платы, и среднего значения размера платы (цены, тарифа)*(5). Таким образом, внебюджетные доходы, которые при выполнении задания поступают учреждению, все равно будут учитываться при расчете объема субсидии - излишних средств из бюджета автономное учреждение не получит.
1 марта 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подпункт "в" п. 34 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016, протокол N 11.
*(2) Часть 2 ст. 13 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).
*(3) Приказ Минкультуры РФ от 09.06.2015 N 1762 "Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры, кинематографии, архивного дела, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением".
*(4) Наименование услуги приведено на основании базового (отраслевого) перечня государственных (муниципальных) услуг (работ) в сфере "Культура, кинематография, архивное дело, туризм", опубликованного на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru.
*(5) См., например, п. 31 Положения о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений муниципального образования "Город Тула" и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания, утв. Постановлением администрации г. Тулы от 18.09.2015 N 4937.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"