1. До какого момента расчетно-сервисная организация при начислении стоимости за отопление жителям дома с повышающим коэффициентом должно производить начисление: когда общая стоимость фактически собранной разницы между базовым нормативом и повышающим коэффициентом достигнет стоимости установки общедомового прибора учета или когда сумма начисления разницы достигнет стоимости установки общедомового прибора учета?
2. Должна ли расчетно-сервисная организация прекратить применение повышающего коэффициента в случае, если собственники дома установили общедомовой прибор учета за свой счет или обратились к расчетно-сервисной организации за установкой уже после применения повышающего коэффициента расчетно-сервисной организацией в течение нескольких месяцев? Должна ли расчетно-сервисная организация вернуть собственникам квартир фактически собранные денежные средства в виде разницы между базовым нормативом и повышающим коэффициентом и в каком виде (наличным расчетом или переплатой за отопление)?
Кто должен определять техническую возможность (невозможность) для установки общедомовых приборов учета в многоквартирном доме согласно приказу от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения"?
Должен ли орган исполнительной власти в обязательном порядке привлекаться для вышеуказанного обследования?
1) В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления*(1) коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность*(2) по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 42.1 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме и в случае наличия обязанности установки таких приборов учета в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2.2 и 2.3 приложения N 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением повышающего коэффициента.
Хотим отметить, что с учетом повышающего коэффициента определяется не размер платы за коммунальную услугу, но ее норматив, то есть расчетный объем потребления коммунальной услуги.
По нашему мнению, применение повышающего коэффициента является мерой ответственности для собственников, не исполнивших в срок своей обязанности по оборудованию многоквартирного дома общедомовым прибором учета тепловой энергии. Обязанности для поставщика коммунальной услуги возвратить потребителю разницу, возникшую в результате оплаты им коммунального ресурса с использованием норматива потребления с применением повышающего коэффициента, после того, как в многоквартирном доме будет установлен общедомовой прибор учета, закон не устанавливает.
Согласно п. 81 Правил установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
2) Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения, действующие в настоящее время, утверждены приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627 (далее - Приказ).
По общему правилу, обследование осуществляет юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) в присутствии юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и лица, представляющего его интересы в ходе обследования.
Таким образом, присутствие при обследовании представителей органов государственной или муниципальной власти не является обязательным. Однако, поскольку к проводимому мероприятию допускается привлекать иных лиц (п. 3 Акта обследования), полагаем возможным, в случае возникновения необходимости, привлекать к обследованию и указанных лиц.
К сведению:
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ им был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
1 марта 2017 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами власти субъектов РФ на срок не менее 3-х лет и не подлежат пересмотру в течение срока их действия (п. 3, п. 14 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306).
*(2) До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона N 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Закона N 261-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.