Я психотерапевт. Весной этого года в соцсетях и на специальных сайтах увидела рекламу о проведении международного семинара известного психотерапевта, записалась, оплатила семинар 17 500, мне предложили купить его книгу с автографом, купила - итого 18 100 руб. Вчера заболела, обратилась к врачу, мне предложили срочную операцию. Авиабилеты мне вернули без проблем, а вот организаторы семинара возвращать деньги отказались, предложили мне самой продать мой билет на семинар через соцсети. При предварительной оплате не было указано, что сумма возврату не подлежит. У меня сохранилась вся переписка с ними, квитанции об оплате, есть медицинские документы, подтверждающие мое резкое заболевание. Что мне делать в этой ситуации? Могу ли я подать в суд? Как вернуть деньги?
Поскольку на это мероприятие вы приобретали билет, как частное лицо, не связанное с предпринимательской деятельностью, то на ваши правоотношения распространяется Закон РФ "О защите прав потребителей", в соответствии с которым вы можете требовать возврата денег.
Согласно ст. 32 этого закона ("Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)"), потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Согласно ст. 782 Гражданского кодекса РФ, заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
При этом организатор имеет право удержать часть расходов, которые он фактически произвел. Эти расходы он должен обосновать и доказать (если дело дойдет до суда), при этом он должен предоставить доказательства, что он произвел расходы именно для вас, например оплатил номер в гостинице или такси и т.д.
Вам нужно написать досудебную претензию, в которой потребовать возврата денег в связи с тем, что вы отказываетесь от услуг, и приложить к вашему уведомлению реквизиты счета для зачисления средств.
Претензию нужно направить заказным письмом с уведомление, либо отдать лично, чтоб на вашем экземпляре поставили отметку о получении.
Направить также можете направить претензию по электронной почте и продублировать физической почтой (на бумаге) - это потребуется, если придется обращаться в суд.
Если в течение 10 дней вам не вернут деньги, вы можете обращаться в суд по месту вашего жительства. С учетом того, что цена иска будет меньше 50 000 руб., вам нужно обращаться в мировой суд.
Согласно ст. 31 того же закона, ("Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя"), требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные п. 1 ст. 28 и п. 1 и 4 ст. 29 настоящего закона, подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
Вы вправе как вернуть затраченные средства, так и взыскать компенсацию морального вреда, штраф в размере 50% от суммы иска и неустойку.
Согласно ст. 13 того же закона ("Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей"), при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно ст. 15 этого же закона ("Компенсация морального вреда"), моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
По искам о защите пав потребителей госпошлина не платится.
Согласно ст. 17 того же закона ("Судебная защита прав потребителей"), защита прав потребителей осуществляется судом.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Э. Мирасов
М. Петров
В. Магола
Правовед.RU
21 октября 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU