ГУП получило оборудование от учредителя в качестве вклада в уставный фонд. Часть оборудования находится в неудовлетворительном состоянии. Следует ли начислять амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете, если данные объекты не работают и не приносят предприятию экономических выгод?
Н.Н. Максимова,
эксперт журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2017 г., с. 9-10.
Нет, такое оборудование не подлежит амортизации ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете.
Обоснование. В данном случае предприятие могло нарушить методологию принятия к учету оборудования, в связи с чем и возник вопрос о возможности (невозможности) амортизации оборудования, находящегося в неудовлетворительном состоянии.
Принятие к учету имущества в хозяйственное ведение в счет вклада в уставный фонд оформляется на основании акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504101)*(1) следующими проводками:
- Дебет 75 Кредит 80 - описание к счету 80 "Уставный капитал" (см. Инструкцию по применению Плана счетов);
- Дебет 08 Кредит 75 - описание к счету 75 "Расчеты с учредителями", п. 2.3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиции*(2);
- Дебет 01 Кредит 08 - описание к счету 08 "Вложения во внеоборотные активы", п. 5.2.3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиции, п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Перевод полученного имущества в состав ОС осуществляется, если оно пригодно для использования в запланированных целях, работы по доведению имущества до этого состояния завершены, его первоначальная стоимость сформирована и т.д.
Из существа вопроса следует, что часть оборудования, полученного от учредителя, уже на момент передачи находилась в состоянии, в котором оно непригодно для использования в качестве ОС. Следовательно, такое оборудование должно было быть оприходовано на счет 08 без последующего движения на счет 01. Основанием для удержания имущества на счете 08 могут служить особые пометки в акте о приеме-передаче (об осмотре активов комиссией) или отдельный документ (акт), составленный уполномоченными лицами унитарного предприятия. Желательно, чтобы из документации, связанной с обособлением неисправного оборудования, были ясны намерения предприятия относительно доведения имущества до удовлетворительного состояния, его возврата учредителю, продажи, списания с баланса и т.д. От этих решений зависит дальнейший бухгалтерский учет имущества.
В целях налогообложения пригодность для использования также является определяющим фактором для квалификации имущества в качестве ОС (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Таким образом, оборудование, полученное унитарным предприятием от учредителя и находящееся в неудовлетворительном состоянии, не подлежит амортизации ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. При ошибочном принятии этого оборудования в состав основных средств предприятию следует сделать исправительные записи, руководствуясь требованиями ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности".
1 марта 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Форма утверждена Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н.
*(2) Утверждено Письмом Минфина РФ от 30.12.1993 N 160.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"