Сокращаем потери на ОДН: новшества 2017 года
Е.В. Емельянова,
редактор журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2017 г., с. 12-28.
Сегодня предлагаем вам рассмотреть отдельные поправки в части расчета платы за коммунальные услуги (в помещениях МКД), вступившие в силу 01.01.2017, внесенные в Правила предоставления коммунальных услуг Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498. Оговоримся, что в рамках данной статьи будем изучать ситуацию, когда дом находится в управлении УК (ТСЖ), которая выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг (предоставленных в помещении), а также жилищных услуг (в составе платы за содержание жилого помещения взимается плата за коммунальные услуги на ОДН).
Еще в 2013 году, когда было введено правило об оплате сверхнормативного объема потребления коммунальных услуг на ОДН за счет исполнителя, Верховный суд разъяснил необходимость такого подхода. Он направлен на стимулирование УК к выполнению мероприятий по эффективному управлению МКД (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан (Решение от 11.06.2013 N АКПИ13-205).
В 2017 году путем включения расходов на оплату коммунальных ресурсов на ОДН (потребленных в целях содержания общего имущества) в состав платы за содержание жилого помещения и жесткого, безальтернативного ограничения платы потребителей нормативом потребления чиновники однозначно дали понять, что теперь все потребление ресурсов на ОДН находится в зоне ответственности и интересов управляющего. Именно он теперь мотивирован в поиске причин сверхнормативных потерь, установке ОПУ. Одновременно управляющему (исполнителю коммунальных услуг) даны механизмы минимизации своих убытков - более простые подходы к выявлению нарушителей среди потребителей в доме, право доначислять им плату. Предлагаем вашему вниманию основные из этих механизмов.
Проверки ИПУ
Правила предоставления коммунальных услуг (п. 82) различают два вида проверки:
проверку состояния ИПУ;
проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях ИПУ
С 2017 года была сокращена вдвое (с шести до трех месяцев) минимальная периодичность таких проверок счетчиков, расположенных в жилых помещениях (пп. "г" п. 32, п. 83 Правил предоставления коммунальных услуг). Кстати, если речь идет об ИПУ, для проверки которых не нужен доступ в жилое помещение и не требуется присутствие потребителя, а также об ИПУ в нежилых помещениях, исполнитель вправе проверять такие приборы учета раз в месяц (пп. "г" п. 32).
Также теперь существенно упрощена и сокращена процедура проведения проверки, точнее, согласования времени ее проведения. Если ранее исполнитель должен был запросить у потребителя данные об удобном ему времени проведения такой проверки (при отсутствии ответа запросить еще раз), то теперь в соответствии с п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг:
исполнитель назначает время и минимум за 14 дней до установленной даты проверки направляет потребителю извещение*(1);
потребитель обязан допустить исполнителя в помещение для проведения проверки, исключение - невозможность сделать это по причине временного отсутствия в помещении, о чем потребитель обязан сообщить исполнителю не позднее чем за два дня до назначенного исполнителем срока проверки. В этой ситуации потребитель сам назначает удобное ему время, но не ранее двух дней с даты сообщения и не позднее трех дней с первоначально указанной исполнителем даты проверки;исполнитель обязан провести проверку в одну из двух названных дат и составить акт проверки;
исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета, если потребитель не обеспечил доступ в помещение ни на одну из указанных дат и в отношении такого потребителя у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении.
В течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить допуск в помещение исполнитель обязан провести проверку и составить акт проверки. Данная обязанность также установлена пп. "е(2)" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, и ей корреспондирует право потребителя требовать проведения такой проверки в 10-дневный срок (пп. "к(4)" п. 33 этих же правил).
Составление акта об отказе в допуске к ИПУ является основанием для изменения порядка расчета платы за коммунальную услугу, точнее, начала использования в расчете платы среднемесячного объема потребления коммунальных услуг (пп. "в" п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг). Первые три месяца с даты составления акта допустимо применение среднемесячного объема потребления. Если проверка будет проведена раньше (потребитель обеспечит доступ к ИПУ), такой показатель применяется до даты проверки. Если потребитель не пригласит исполнителя в жилое помещение для проверки ИПУ в течение трех месяцев с даты составления акта об отказе в допуске к счетчику, далее плата рассчитывается исходя из нормативов потребления с применением повышающего коэффициента (1,5) (абз. 1 п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг). Аналогичное предписание содержится в абз. 4 п. 60(1), п. 85(3) Правил предоставления коммунальных услуг. Надо признать, что формулировки двух приведенных пунктов не исключают двоякого толкования. Например, п. 85(3) можно понять так, что исполнитель вправе применять повышающий коэффициент уже с 1-го числа месяца, в котором составлен акт об отказе в допуске к ИПУ.
Установка пломб, индикаторов, устройств
Согласно п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. С 2017 года данный пункт существенно расширен и дополнен следующими нормами. Прежде всего, исполнителю предоставлено право при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя установить:
контрольные пломбы;
индикаторы антимагнитных пломб;
пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу ИПУ.
При этом потребитель должен быть уведомлен о последствиях обнаружения факта нарушения пломб, устройств. Их установка бесплатна для потребителей.
Право исполнителя устанавливать при вводе ИПУ в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках приборов учета электроэнергии, холодной и горячей воды, тепловой энергии перечисленные пломбы и устройства закреплено в пп. "г(1)" п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг, а корреспондирующая ему обязанность потребителя сохранять такие пломбы и устройства - в пп. "г(2)" п. 34.
Обращаем особое внимание, что до 2017 года в Правилах предоставления коммунальных услуг говорилось только об установке контрольных пломб перед подписанием акта ввода ИПУ в эксплуатацию (п. 81(8)). В соответствии с п. 81(14) правил установленный прибор учета, в том числе после поверки, пломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда пломбирование соответствующих счетчиков производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом. Другими словами, при нарушении пломбы потребителем или третьим лицом установка такой пломбы осуществляется исполнителем за плату. Эти нормы действуют и сегодня, и ничто не мешает распространить их действие на правоотношения, связанные с восстановлением индикаторов антимагнитных пломб, устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу ИПУ.
Иначе говоря, если пломба, индикатор, устройство были повреждены (нарушены) потребителем (третьим лицом), то есть он не выполнил возложенную на него обязанность, потребитель обязан возместить исполнителю расходы на установку новых. Представляется, что данные суммы нельзя считать платой за оказанную услугу, выполненную для потребителя работу по установке пломбы, индикатора, устройства. Исполнитель осуществляет данные действия в своих интересах, а закон дает право требовать компенсации понесенных расходов с потребителя. Поэтому в качестве возмещения убытков данные суммы не порождают налоговых обязательств по НДС и квалифицируются как внереализационные доходы в налоговом учете и прочие доходы в бухгалтерском учете.
Несанкционированное вмешательство в работу ИПУ
Исходя из новых положений п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг при проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) счетчика, позволяющим осуществлять вмешательство в его работу.
Нарушение указанных показателей признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении данных фактов в ходе проверки исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу счетчика. Если прибор учета установлен в жилом помещении или иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя (то есть, очевидно, несанкционированное вмешательство в работу счетчика было возможно с ведома потребителя), исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы. Перерасчет производится:
за период с даты установки пломб или устройств, но не ранее даты проведения предыдущей проверки и не более чем за три месяца, предшествующих дате проверки, до даты устранения несанкционированного вмешательства;
исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10;
с учетом числа постоянно и (или) временно проживающих в жилом помещении потребителей. При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем услуг рассчитывается с учетом собственников помещения.
Обращаем ваше внимание, что нарушение целостности, наличие механических повреждений прибора учета, нарушение контрольных пломб указывают не только на несанкционированное вмешательство в работу счетчика, но и на выход его из строя (пп. "б", "в" п. 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг). Причем в случае выхода ИПУ из строя плата за коммунальную услугу в течение максимум трех месяцев определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ИПУ за период не менее шести месяцев (пп. "а" п. 59). Несмотря на то, что физически выход ИПУ из строя и несанкционированное вмешательство в его работу могут быть тождественны, различить их можно с правовой точки зрения. Согласно пп. "б" п. 34 и п. 81(13) Правил предоставления коммунальных услуг при обнаружении подобных неисправностей потребитель обязан незамедлительно известить исполнителя (сообщить в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную им), сообщить показания ИПУ на момент выхода его из строя и обеспечить устранение выявленной неисправности (ремонт, замена) в течение 30 дней. Выходит, если о неисправности (характер которой описан в п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг) исполнитель узнал от потребителя, плата рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребления, а если это стало известно в ходе проверки состояния ИПУ, то плата пересчитывается исходя из норматива потребления и повышающего коэффициента 10.
Если неисправность ИПУ не связана с внешними повреждениями и была выявлена в ходе проверки (например, неисправность счетного механизма), оснований для начислений по 10-кратному нормативу потребления нет (аналогичный случай применительно к правоотношениям с участием собственника нежилого помещения, регулируемым Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, был рассмотрен в Постановлении АС ДВО от 08.12.2016 N Ф03-5639/2016 по делу N А73-2605/2016).
Несанкционированное подключение
С 2017 года уточнены положения п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг о порядке действий исполнителя в случае выявления несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам.
Так, обязательным является составление акта о выявлении несанкционированного подключения. Если ранее исполнитель незамедлительно устранял такое подключение своими силами, то теперь он направляет потребителю уведомление о необходимости устранить нарушение. Одновременно возможность ограничить или приостановить предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя у исполнителя остается (пп. "в" п. 115 правил). Кстати, в новой редакции Правил предоставления коммунальных услуг теперь есть специальные нормы, которыми расходы на приостановление (ограничение) и возобновление предоставления коммунальных услуг возложены на потребителей, прежде всего, на должников (п. 121(1)). Впрочем, представляется, что в случае с приостановлением предоставления коммунальных услуг при выявлении несанкционированного подключения исполнитель вправе претендовать на возмещение понесенных расходов на основании общих правил ГК РФ о возмещении убытков: лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, в частности, расходов, произведенных для восстановления нарушенного права (ст. 15 ГК РФ).
Акт о выявлении несанкционированного подключения является основанием для доначисления платы. Общий принцип ее расчета сохранен: объем ресурса определяется исходя из мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период с даты несанкционированного подключения. Если такую дату установить невозможно, период для доначисления платы рассчитывается с даты предыдущей проверки исполнителя. Причем если ранее этот период составлял максимум шесть месяцев, то теперь он сокращен до трех месяцев, поскольку и минимальная периодичность проверок состояния ИПУ уменьшена вдвое. Срок начисления платы по мощности оборудования завершается датой устранения несанкционированного подключения.
Важное дополнение: если определить мощность несанкционированно подключенного оборудования невозможно, объем потребления рассчитывается на основании норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, повышающего коэффициента 10, числа постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (при отсутствии таковых - числа собственников).
Правила предоставления коммунальных услуг не содержат предписания о том, в каком именно порядке выставляется доначисленная плата: в общем платежном документе или отдельном требовании. По аналогии (см. п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг) можно сделать вывод, что требование о доплате за коммунальную услугу, потребленную самовольно, должно быть выставлено отдельно.
Подробнее об актах, составляемых по итогам проверки ИПУ
В соответствии с требованиями, сформулированными в новом п. 85(1) Правил предоставления коммунальных услуг, незамедлительно после окончания проверок исполнитель обязан составлять следующие акты:
акт о выявлении несанкционированного подключения;
акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета;
акт об отказе в допуске к прибору учета;
акт проверки состояния, снятия показаний прибора учета.
Обязательные реквизиты подобных актов таковы: дата, место, время составления акта;
обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;
состав лиц, участвовавших в проведении проверки, составлении акта;
подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя);
отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии);
возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением;
иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
Считаем нелишним, действуя по аналогии с п. 56(1) Правил предоставления коммунальных услуг, привлечь к подписанию такого акта (и проведению проверки) члена совета МКД и не менее двух потребителей. Важность соблюдения формы акта, порядка проведения проверки и других процедурных моментов обусловлена тем, что данные документы являются правовым основанием для осуществления расчетов с потребителями в особом порядке (в подавляющем большинстве случаев - для доначисления платы) и доказательством правомерности действий исполнителя. Примеры, когда РСО не удавалось взыскать с абонента дополнительные суммы именно по причине ненадлежащего составления актов, нередко встречаются в судебной практике (Постановление АС ДВО от 07.02.2017 N Ф03-6699/2016 по делу N А37-900/2016).
Вид акта | Случаи составления | Последствия |
Если проверка не выявила неисправностей ИПУ повреждения или отсутствия пломб, устройств, расхождений с использованными в расчете объемами потребления коммунальных услуг | С даты составления акта плата начисляется исходя из показаний ИПУ | |
Если проверка не выявила неисправностей ИПУ повреждения или отсутствия пломб, устройств, но установлены расхождения с использованными в расчете платы объемами коммунальных услуг | Исполнитель обязан произвести перерасчет платы и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы либо уведомление о размере платы, излишне начисленной (излишне начисленные суммы зачитываются при оплате будущих периодов). Объем в размере выявленной разницы считается потребленным в течение периода проверки, если иное не доказано потребителем (п. 61) | |
Акт о выявлении несанкционированного подключения (п. 62) | При обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам | Исполнитель ограничивает (приостанавливает) предоставление коммунальных услуг, направляет потребителю уведомление о необходимости устранить подключение, доначисляет плату (исходя из мощности подключенного оборудования и его круглосуточной работы максимум за три месяца либо исходя из норматива потребления, умноженного на 10, и количества проживающих в помещении граждан) |
Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета (п. 81(11)) | При выявлении в ходе проверки состояния ИПУ нарушения показателей, перечисленных в абз. 3-5 п. 81(11) | Если ИПУ установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель пересчитывает плату за коммунальную услугу исходя из норматива потребления, умноженного на 10, и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы |
Акт об отказе в допуске к прибору учета (п. 85) | Если потребитель не обеспечил доступ исполнителя в жилое помещение к ИПУ на дату, назначенную исполнителем (либо указанную потребителем в уведомлении), и в отношении потребителя нет информации о его временном отсутствии в помещении | С даты составления акта плата начисляется исходя из среднемесячного объема потребления (пп. "в" п. 59) до даты проведения проверки, но не более трех месяцев. Если в течение трех месяцев проверка не проведена, плата начисляется исходя из нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента 1,5 (абз. 1 п. 60, абз. 4 п. 60(1), п. 85(3)) |
Бухгалтерский учет и налогообложение доначисленной платы
Проблемы учета и налогообложения сумм, доначисленных исполнителем на основании актов о несанкционированном подключении, несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета, обусловлены трудностями их квалификации с правовой точки зрения.
С одной стороны, потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия договора в письменной форме, договор считается заключенным путем фактического потребления услуг (п. 6, 7 Правил предоставления коммунальных услуг). При отсутствии ИПУ или невозможности использовать его при измерении объема ус луг размер платы определяется расчетным способом, который должен быть заведомо невыгодным по сравнению с приборным способом учета коммунальных услуг. Таким образом, суть действий исполнителя и правоотношения с потребителем являются одинаковыми как при стандартном, правомерном потреблении услуг, так и при нарушении правил потребителем. Это указывает на необходимость квалификации сумм, доначисленных потребителю, в качестве сумм, связанных с реализацией услуг.
С другой стороны, действия потребителя по несанкционированному подключению и вмешательству в работу ИПУ неправомерны. УК приобретает коммунальные ресурсы на вводе в дом и не вправе выставить потребителям к оплате полный объем потребления на ОДН, поскольку в настоящее время платеж ограничен нормативом потребления. Объем услуг, которые несанкционированно или безучетно потреблены отдельными собственниками помещений, фактически оплачивался за счет средств УК, то есть она несла убытки. Взыскание с нарушителей доначисленной платы может быть рассмотрено как возмещение ущерба.
Цели учета | Реализация услуг | Возмещение ущерба |
НДС | Суммы, начисленные к уплате за фактическое потребление коммунальных услуг, включаются в выручку от реализации (п. 2 ст. 153 НК РФ) на дату выявления несанкционированного потребления | Возмещение ущерба не является объектом налогообложения, полученные суммы не включаются в налоговую базу (см. Определение ВС РФ от 09.03.2016 N 305-КГ15-18119) |
Налог на прибыль | Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений (п. 2 ст. 249 НК РФ) на дату реализации, но уже после того, как стало возможным определить налоговую базу (то есть после выявления несанкционированного потребления) | Суммы компенсации убытков являются внереализационным доходом (п. 3 ст. 250 НК РФ), признаваемым на дату вступления в силу решения суда о взыскании убытка или на день его признания должником (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ) |
Бухгалтерский учет | Выручка от реализации признается по цене, согласованной в договоре (п. 6.1 ПБУ 9/99), в рассматриваемом случае условия договора соответствуют Правилам предоставления коммунальных услуг, дата признания - момент определения суммы выручки, поскольку все остальные условия уже выполнены (см. п. 12 ПБУ 9/99) | Возмещение причиненных организации убытков формирует прочие расходы (п. 7 ПБУ 9/99) в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником (п. 16 ПБУ 9/99) |
Данная проблема известна в правоприменительной практике в сфере отношений между РСО и потребителями, не относящимися к жилфонду. Эти суммы взыскиваются в качестве неосновательного обогащения (гл. 60 ГК РФ) исходя из тарифов с учетом НДС. Суды поддерживают РСО, указывая, что - оплата энергии по бездоговорному потреблению признается объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ (Постановление АС СЗО от 18.02.2016 по делу N А56-18113/2015). Поэтому РСО обоснованно начисляет НДС и выставляет абоненту счета-фактуры. Имея такой счет-фактуру, абонент вправе применить вычет НДС. Данный вывод сделан в Постановлении АС СЗО от 24.11.2015 по делу N А26-447/2015 (Определением ВС РФ от 23.03.2016 N 307-КГ16-1324 отказано в передаче дела на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ).
Одновременно можно встретить обоснование другого подхода: сетевые организации, имеющие право взыскивать стоимость бездоговорного потребления, приобретают у энергосбытовых компаний электроэнергию для компенсации потерь. То есть бездоговорное потребление обусловливает убытки сетевой организации. Стоимость такового, взыскиваемая с нарушителей, представляет собой возмещение ущерба, не признаваемое объектом обложения НДС (Постановление ФАС МО от 07.03.2014 N Ф05-953/2014).
Какими же соображениями следует руководствоваться УК? Прежде всего, полагаем, отнести доначисление платы за коммунальные услуги ввиду неправомерных действий потребителей к исправлению ошибки в признании доходов было бы неверно. Вспомним, получение новой информации указывает, что неточности в учете не были ошибкой (п. 2 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности"), естественно, притом что такая информация была объективно недоступна ранее. Поэтому корректировать ранее отраженные в учете показатели, а также налоговую базу прошедших периодов нет оснований.
С точки зрения налогообложения вариант не уплачивать НДС с сумм доначисленной потребителям платы представляется весьма рискованным, в том числе при применении налоговой льготы (в сумме превышения стоимости реализованных услуг над стоимостью приобретенных ресурсов). В налогооблагаемые доходы спорные суммы также должны быть включены, вопрос только в моменте признания методом начисления: в периоде составления соответствующего акта или периоде признания задолженности, вступления в силу судебного решения о взыскании сумм. Очевидно, что осторожный налогоплательщик выберет первый вариант и включит доначисленные суммы в состав доходов от реализации.
Что касается квалификации доходов для целей бухгалтерского учета, считаем возможным обоснование и того, и другого подхода. Безусловно, финансовый результат останется в итоге неизменным, разница - в детализации информации, предоставляемой пользователям бухгалтерской отчетности. Дело в том, что подобные доначисления компенсируют часть расходов, понесенных ранее управляющим и квалифицированных как себестоимость услуги по содержанию жилого помещения (сверхнормативный расход ресурса на ОДН). Рост подобных поступлений не свидетельствует о том, что коммунальных услуг в текущем месяце было оказано больше, но говорит пользователю отчетности, что были выявлены причины потерь ресурса и начиная со следующего месяца показатели выручки и себестоимости будут сбалансированными (несанкционированное подключение будет устранено, а потребление в помещении с несанкционированным вмешательством будет оценено по более адекватным правилам - исходя из норматива потребления, например, либо - при исправности ИПУ и установке новой контрольной пломбы - исходя из реальных показаний счетчика). Решение вопроса может зависеть от существенности рассматриваемых сумм и иных факторов.
Начисление платы при отсутствии ИПУ и наличии временных жильцов
Еще один, пожалуй, наиболее ожидаемый исполнителями механизм снижения убытков - это право доначислять плату за коммунальные услуги не по данным о регистрации граждан по месту жительства или пребывания либо добровольным заявлениям, а по составленным исполнителем актам об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Естественно, это актуально в случае, если жилое помещение не оснащено ИПУ.
Как известно, раньше акт, составленный исполнителем, не являлся основанием для доначисления платы за коммунальные услуги. Чтобы выставить собственнику счет, надо было добиться составления уполномоченными органами протокола об административном правонарушении (за проживание в помещении без регистрации). С 2017 года согласно п. 58 Правил предоставления коммунальных услуг количество временно проживающих в помещении потребителей определяется на основании:
заявления, представленного по доброй воле собственником помещения (постоянно проживающим в помещении потребителем) (особо подчеркнем, что если раньше такое заявление следовало подавать в течение пяти рабочих дней со дня изменения количества постоянно и временно проживающих в помещении лиц (пп. "з" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг), то теперь в случае прибытия временно проживающих в помещении направить заявление необходимо в течение трех рабочих дней (п. 57(1) правил));
акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, составленного исполнителем.
Подчеркнем, если ранее к проведению проверки и подписанию акта необходимо было привлечь председателя совета МКД, то теперь это может быть любой член совета. Новая редакция п. 56(1) Правил предоставления коммунальных услуг предполагает, что собственник может подписать данный акт и указать даты начала проживания незарегистрированных жильцов, тем самым данный акт фактически выполняет функции заявления, которым потребитель информирует исполнителя о временном проживании в помещении (в том числе для целей перерасчета платы за прошедшие периоды). Если собственник не подписывает акт, дату начала проживания можно в нем не указывать.
Бланк акта может выглядеть так, как показано на стр. 28.
Акт
об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении
г.__________________ ул. _____________________________ д. _____ кв. _____
(место составления)
"____" ___________________ 201_ года "__" ч "_________" мин
(дата составления) (время составления)
Исполнителем коммунальных услуг ______ в лице ________________________
_________________________________________________________________________
с участием ______________________________________________________________
проведена проверка жилого помещения в целях установления количества
граждан, проживающих в нем без регистрации по месту жительства или
пребывания.
Жилое помещение принадлежит на праве собственности ___________________
________________________________________________________________________,
зарегистрированной(му) по адресу: ______________________________________.
Постоянно проживающими в помещении потребителями являются ____________
_________________________________________________________________________
В ходе осмотра жилого помещения установлено, что в нем без регистрации
проживают:
_________________________________________________________________________
(ФИО, дата рождения, место регистрации)
_________________________________________________________________________
(ФИО, дата рождения, место регистрации)
_________________________________________________________________________
(ФИО, дата рождения, место регистрации)
Согласно пояснениям, данным в ходе проверки _________________________,
указанные лица проживают в жилом помещении с "___" _________ 201___ года.
Подписи представителей исполнителя Подпись потребителя
---------------------------------- -------------------------------------
(ФИО, должность, подпись) (ФИО, подпись либо отметка об отказе)
----------------------------------
(ФИО, должность, подпись)
Подпись члена совета МКД
(правления ТСЖ)
-------------------------------------------
(ФИО, подпись (в случае отказа потребителя))
Подписи потребителей
-------------------------------------------
ФИО, N квартиры, подпись
(в случае отказа потребителя))
-------------------------------------------
ФИО, N квартиры, подпись
(в случае отказа потребителя))
Акт составлен в ____ экземплярах.
Один экземпляр передан собственнику помещения: _________________________.
(ФИО, подпись либо отметка об отказе в получении акта)
Обратим внимание, что при отсутствии в помещении постоянно и временно проживающих граждан объем коммунальных услуг определяется с учетом количества собственников (новый п. 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг). Это правило справедливо не только в ситуации, когда помещение не оснащено ИПУ, но и в ситуации, когда в помещении были установлены ИПУ, но наступили обстоятельства, на основании которых исполнитель обязан начислять плату исходя из норматива потребления (они были описаны выше: выявление несанкционированного подключения, несанкционированное вмешательство в работу ИПУ, отказ в допуске к ИПУ).
Алгоритм действий исполнителя и соотносящийся с ним порядок расчета платы представлены на стр. 27.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, не оснащенном ИПУ холодной и горячей воды, электроэнергии, газа, собственник которого не представил исполнителю заявление о пользовании жилым помещением временно проживающими в нем потребителями
/----------------------------------\
| В жилом помещении есть постоянно |
| проживающие потребители |
| (зарегистрированные по месту |
| жительства) |
\----------------------------------/
Да | Нет
/-------------------------------------\
/--------------------------------\ /-------------------------------\
|У исполнителя есть информация о | |У исполнителя есть информация о|
| временно проживающих в жилом | | временно проживающих в жилом |
| помещении гражданах | | помещении гражданах |
\--------------------------------/ \-------------------------------/
Нет | Да Да | Нет
/---------------------------\ /--------------------\
/------------------\ /---------------------------\ /----------------\
|Плата начисляется |Нет|Исполнитель составил акт об|Нет| Плата |
| исходя из числа |--| установлении количества |--| начисляется |
| постоянно | | граждан, временно | |исходя из числа |
| проживающих в | | проживающих в жилом | | собственников |
| помещении | | помещении | | помещений (п. |
| потребителей | | | | 56(2) Правил |
| | | | | предоставления |
| | | | | коммунальных |
| | | | | услуг) |
\------------------/ \---------------------------/ \----------------/
Да
/----------------------------------\
| Потребитель подписал акт, дата |
|начала временного проживания могла|
| быть определена и была указана в |
| акте |
\----------------------------------/
Да | Нет
/------------------------------------\
/--------------------------------\ /-------------------------------\
|Акт приравнивается к заявлению, | | Плата начисляется с учетом |
| плата начисляется с учетом | | временно проживающих в |
|временно проживающих в помещении| | помещении потребителей с 1-го |
|потребителей с даты, указанной в| | числа месяца составления акта |
| акте (п. 57(1) Правил | |(п. 57(1) Правил предоставления|
| предоставления коммунальных | | коммунальных услуг) |
| услуг | | |
\--------------------------------/ \-------------------------------/
Если в акте указана дата начала проживания временных жильцов и исполнитель имеет право пересчитать плату за прошлые периоды, доначисленные суммы следует признавать в бухгалтерском учете и учитывать при налогообложении таким же образом, как и доначисления, обусловленные выявлением несанкционированного подключения, вмешательством в работу ИПУ. В данном случае потребитель (собственник, постоянно проживающий в помещении потребитель) совершил неправомерное действие (не представил вовремя заявление о пользовании жилым помещением временно проживающими в нем потребителями), повлекшее убытки УК.
* * *
Начиная с 2017 года УК (ТСЖ) имеют действенные инструменты для минимизации потерь в виде сверхнормативного расхода коммунальных ресурсов на ОДН, в частности, их можно частично переложить на потребителей-нарушителей. Но для этого, безусловно, придется соблюсти процедурные формальности. Во-первых, при выявлении несанкционированного подключения возможен расчет как по мощности присоединенного оборудования (пропускной способности трубы), так и исходя из 10-кратного норматива потребления. Во-вторых, при выявлении несанкционированного вмешательства в работу ИПУ плату можно доначислить с учетом норматива потребления, умноженного на 10. В-третьих, выявив временных жильцов, которые не учитывались при расчете платы (в отсутствие в помещении ИПУ), исполнитель вправе начислять плату пропорционально количеству таких жильцов на основании акта. Если же в квартире никто не прописан и даже фактически не проживает, при отсутствии ИПУ плату следует рассчитывать исходя из норматива потребления и количества собственников (а также - в установленных случаях - с учетом повышающего коэффициента).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Необходимо вручить извещение под подпись либо направить его таким способом, который позволит определить дату отправления сообщения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"