В каком порядке должна быть определена текущая (восстановительная) стоимость материальных ценностей при причинении вреда имуществу учреждения ФСИН его сотрудником?
С. Валова,
редактор журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2017 г., с. 26-28.
Порядок определения текущей (восстановительной) стоимости материальных ценностей Инструкцией N 157н*(1) не установлен. Вместе с тем при определении текущей (восстановительной) стоимости можно использовать методы, аналогичные методам определения текущей оценочной стоимости, содержащимся в п. 25 Инструкции N 157н, одним из которых является экспертное заключение соответствующих специалистов (Письмо Минфина РФ от 23.12.2016 N 02-07-10/77576).
Обоснование. Пунктом 220 Инструкции N 157н предусмотрено, что при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей (восстановительной) стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей (восстановительной) стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов.
Порядок определения текущей (восстановительной) стоимости материальных ценностей Инструкцией N 157н не установлен. Согласно разъяснениям чиновников финансового ведомства при определении текущей (восстановительной) стоимости можно использовать методы, аналогичные методам определения текущей оценочной стоимости.
В соответствии с п. 25 Инструкции N 157н при определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются:
- данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертные заключения (в том числе заключения экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
По мнению Минфина, решение об определении текущей (восстановительной) стоимости материальных ценностей, подтвержденной документально или определенной экспертным путем, может быть принято созданной в учреждении на постоянной основе комиссией по поступлению и выбытию активов.
В то же время необходимо обратить внимание на ч. 1 ст. 246 ТК РФ, в соответствии с которой определяется размер ущерба, причиненного работником имуществу работодателя. Как следует из норм данной статьи, размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, которые исчисляются исходя из рыночных цен, действующих в этой местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа имущества. Также законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер.
Поскольку в силу ст. 73 Федерального закона N 79-ФЗ*(2) к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом, применяются нормы трудового права, в этой ситуации можно применить положения ст. 246 ТК РФ. Поэтому, по нашему мнению, при определении размера ущерба следует исходить из балансовой стоимости утраченного имущества (поскольку в данном случае это минимальный размер в соответствии с ТК РФ) либо его рыночной цены. При повреждении имущества нужно исходить из затрат, необходимых для его ремонта, либо экспертного заключения соответствующего специалиста.
1 марта 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"