Частью 8 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ установлены гарантии для депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц при привлечении их к уголовной и административной ответственности. Как они реализуются? Вправе ли представительный орган муниципального образования предусмотреть компенсации депутатам за осуществление ими своих полномочий, в том числе и для депутатов, осуществляющих полномочия на постоянной основе? Вправе ли представительный орган муниципального образования принять решение об уменьшении указанной компенсации в случае, если депутат не посещает заседания представительного органа?
Согласно ч. 8 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.
В УПК РФ предусмотрена гл. 52, устанавливающая особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. В соответствии со статьей 447 УПК РФ депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления отнесены к тем лицам, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. В частности, возбуждение уголовного дела в отношении них принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ. После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого следственные и иные процессуальные действия в отношении такого лица производятся в общем порядке, изъятия установлены только для членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей федеральных судов, мировых судей, прокуроров, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
Статьей 4.1 КоАП предусмотрено, что для лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности. При этом определено, что условия устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Рассматриваемый вопрос урегулирован в отношении Уполномоченного по правам человека (Федеральный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека"), судей (Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в РФ"), членов избирательных комиссий (Федеральный закон N 67-ФЗ), депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации (Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члены Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ"), прокуроров (Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре РФ"). Механизм привлечения депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления к административной ответственности в федеральном законодательстве не прописан, поэтому в отношении них действует общий порядок, предусмотренный КоАП. Полагаем, в данном случае имеет место правовой пробел, требующий устранения.
По второму вопросу сообщаем, что согласно Федеральному закону N 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Обращаем внимание на то, что депутат, который осуществляет полномочия на постоянной основе, уже получает определенное муниципальным правовым актом денежное содержание. Поэтому в данном случае говорить о каких-либо компенсациях неправомерно.
Депутат является представителем граждан, которому они делегировали представлять и защищать свои законные интересы, то есть он обладает статусом публичности. В связи с этим установление зависимости выплаты компенсаций от посещения заседаний представительного органа муниципального образования, то есть "наказание рублем", в данном случае неприменимо.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.