Необходимо установить на федеральном уровне перечень прав и обязанностей депутата представительного органа муниципального образования, перечень его полномочий в избирательном округе, порядок внесения и рассмотрения депутатского запроса.
В случае отсутствия закона субъекта Российской Федерации о гарантиях осуществления депутатских полномочий вопрос невозможно регламентировать уставом муниципального образования.
Требуется федеральный закон о статусе депутата представительного органа муниципального образования.
Регулирование статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления осуществлено ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ. В частности, в названной статье предусмотрено, что указанные лица обеспечиваются условиями для беспрепятственного осуществления ими своих полномочий. Установлен порядок определения срока их полномочий; минимальный и максимальный срок полномочий; устанавливается, с какого момента полномочия начинаются и прекращаются; предусматривается количество депутатов, которые вправе осуществлять полномочия на постоянной основе. Кроме того, устанавливаются те элементы статуса, регламентирование которых возможно только федеральным законодательством. К ним относятся установление запретов на занятие определенной деятельностью и на замещение определенных должностей, основания досрочного прекращения полномочий, гарантии при привлечении к уголовной или административной ответственности.
Таким образом, значительная часть отношений, связанных со статусом депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, нашла свое разрешение непосредственно в Федеральном законе N 131-ФЗ. К полномочиям субъектов РФ отнесено установление иных гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ). Дальнейшее регулирование данного вопроса осуществляется уставами муниципальных образований, которые должны приниматься в соответствии с законами субъектов РФ. Таким образом, Федеральный закон N 131-ФЗ предусматривает совершенно определенный перечень правовых актов, которыми осуществляется регламентирование всех сторон деятельности указанных лиц.
Если в субъекте РФ отсутствует закон о гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. В таком случае данный вопрос может быть регламентирован уставом муниципального образования с соблюдением положений Федерального закона N 131-ФЗ. При этом не следует устанавливать гарантии произвольно, без взаимосвязи с характером реализуемых указанными лицами полномочий. В уставе муниципального образования в качестве гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления правомерно определить формы депутатской деятельности; установить право на безотлагательный прием депутатов должностными лицами местного самоуправления, руководителями муниципальных предприятий и учреждений, а также право на депутатский запрос указанным лицам и порядок его рассмотрения; определить основания наступления ответственности депутата, выборного должностного лица перед населением; установить основания для отзыва депутата, выборного должностного лица и процедуру отзыва; для депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих полномочия на постоянной основе, установить размер и условия выплаты денежного содержания; для депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, установить порядок компенсации расходов, связанных с осуществлением полномочий. После принятия закона Ленинградской области о гарантиях депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления уставы муниципальных образований области необходимо будет привести в соответствие с законом в случае, если уставы буду содержать нормы, противоречащие областному закону.
Согласно ст. 72 Конституции РФ общие принципы организации местного самоуправления относятся к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Исходя из данной нормы, Федеральный закон N 131-ФЗ определил тот круг вопросов, который относится к полномочиям субъектов РФ и который они регламентируют с учетом исторических и иных местных традиций. Как уже отмечено, установление гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления является одним из таких вопросов, поэтому совершенно обоснованно, что каждый субъект РФ решает его по-своему, с учетом своей региональной специфики, в связи с чем нельзя согласиться с необходимостью унификации правового регулирования рассматриваемого вопроса. При этом на федеральном уровне не регламентируются, в частности, и гарантии осуществления полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ устав муниципального образования является нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов. В пределах, определенных федеральными законами и законами субъектов РФ, уставом регламентируются вопросы организации местного самоуправления в муниципальном образовании. В частности, в соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ им определяются вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления, к которым относится также и определение прав и обязанностей депутатов. При этом ст. 77 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено осуществление органами прокуратуры и другими уполномоченными федеральным законом органами надзора за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления уставов муниципальных образований.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.