Следует ли определять в учредительных документах тип муниципального учреждения, статусом которого наделяются органы местного самоуправления или же достаточно указания на тип такого учреждения в Федеральном законе N 131-ФЗ?
В соответствии с нормами части 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления, которые в соответствии с данным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями. Они образуются исключительно для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Нормы части 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) предусматривают, что для казенного учреждения в качестве учредительного документа может являться положение, утвержденное соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона N 131-ФЗ основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица. В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:
- для представительного органа муниципального образования - протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица;
- для иных органов местного самоуправления - решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица. Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.
Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона N 131-ФЗ только указанные муниципальные правовые акты являются документами, необходимыми для осуществления государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц. В связи с этим данные муниципальные правовые акты можно рассматривать в качестве учредительных документов таких юридических лиц.
Нормы части 4 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) предусматривают, что изменение типа бюджетных учреждений в целях создания казенных учреждений, а также изменение типа казенных учреждений в целях создания бюджетных учреждений после 1 октября 2010 года осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Федерального закона N 7-ФЗ. Пунктом 1 этой статьи Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения соответствующие изменения вносятся только в его учредительные документы.
В соответствии с нормами Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" изменение типа государственного или муниципального учреждения не подлежит государственной регистрации. Вместе с тем необходимо учитывать, что в указанном случае государственной регистрации подлежат изменения, вносимые в учредительные документы государственного или муниципального учреждения (статьи 17-19 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Необходимо учитывать, что органы местного самоуправления наделяются статусом юридического лица для осуществления собственной финансово-хозяйственной деятельности, участия в гражданском обороте от своего имени для удовлетворения исключительно собственных материально-технических, организационных и иных потребностей. Статус юридического лица позволяет органам местного самоуправления иметь в своем ведении обособленное муниципальное имущество, которое закрепляется за ними на праве оперативного управления и необходимо для обеспечения собственной деятельности данных органов. Во всех остальных случаях органы местного самоуправления действуют как органы публичной власти для реализации публично-властных полномочий, а также участия в гражданском обороте от имени и в интересах муниципального образования, являющегося самостоятельным участником гражданских отношений. Наличие или отсутствие статуса юридического лица у органов местного самоуправления прямо не влияет на структуру органов местного самоуправления в муниципальном образовании, на объем и порядок реализации этими органами публичных полномочий и возможность участия их в гражданских правоотношениях от имени и в интересах муниципальных образований, а также на подчиненность и подотчетность органов местного самоуправления и их структурных подразделений.
В связи с этим необходимо различать публично-правовой и гражданско-правовой статус органов местного самоуправления и органов местной администрации, наделенных правами юридического лица.
Согласно абзацу пятому пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 7-ФЗ устав бюджетного или казенного учреждения должен содержать наименование учреждения с указанием типа соответственно "бюджетное учреждение" или "казенное учреждение", сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.
В соответствии с пунктом 11 статьи 33 Федерального закона N 83-ФЗ положения абзаца пятого пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 7-ФЗ не применяются к органам государственной власти (государственным органам), органам местного самоуправления (муниципальным органам) и органам управления государственными внебюджетными фондами, а также к их территориальным органам. Вместе с тем нормами Федерального закона N 83-ФЗ прямо не предусмотрено, что упомянутые требования Федерального закона N 7-ФЗ не применяются в отношении самих казенных учреждений, статусом которых наделяются органы местного самоуправления и органы местной администрации. Кроме того, следует учитывать, что в любом случае муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
Таким образом, в случае, если вышеуказанные муниципальные правовые акты, которые необходимы для осуществления государственной регистрации органов местного самоуправления и органов местной администрации в качестве казенных учреждений, а также создания таких казенных учреждений путем изменения типа бюджетных учреждений содержат неправильное указание на тип соответствующего муниципального учреждения, то их следует привести в соответствие с требованиями статьи 41 Федерального закона N 131-ФЗ.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.