Организация начислила работникам компенсацию за несвоевременно выплаченную заработную плату. Нужно ли начислять на сумму этой компенсации НДФЛ и страховые взносы, учитывая передачу в ФНС прав на администрирование страховых взносов?
Н.К. Сенин,
эксперт журнала "Бухгалтер Крыма"
Журнал "Бухгалтер Крыма", N 3, март 2017 г., с. 12-15.
Согласно ст. 236 ТК РФ (в редакции, которая в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ*(1) действует с 03.10.2016) при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБР от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплатить указанную денежную компенсацию возникает независимо от наличия вины работодателя.
Совсем недавно опубликовано Определение ВС РФ от 28.12.2016 N 310-КГ16-17515 по делу N А64-7720/2015. Судья отметил в нем, что указанная денежная компенсация является видом материальной ответственности работодателя перед работником, выплачивается в силу закона физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, обеспечивая дополнительную защиту трудовых прав работника.
Поэтому арбитр признал, что суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, отпускных подпадают под действие пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Он отказал УПФР в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
Названный закон утратил силу с 01.01.2017, но дело касалось события, произошедшего до этой даты, и поэтому применялись нормы Федерального закона N 212-ФЗ. Согласно указанному пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 данного закона не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. К такой компенсационной выплате судья и отнес рассматриваемую компенсацию.
Подпункт "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ текстуально в точности соответствует началу абз. 10 пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ. А с 01.01.2017 порядок исчисления и уплаты страховых взносов регулируется НК РФ.
Поэтому приведенный в Определении ВС РФ N 310-КГ16-17515 по делу N А64-7720/2015 вывод полностью можно применить и к периоду после 01.01.2017.
Но только надо учитывать, что контролирующие органы до сих пор занимали прямо противоположную позицию. Даже несмотря на то, что, как и ВС РФ, в пользу плательщиков высказывался ВАС РФ.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 N 11031/13 по делу N А47-339/2013 судьи, установив, что данная компенсация не облагается страховыми взносами, добавили, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.
Что касается чиновников, то они не отрицали, что рассматриваемая компенсация является видом материальной ответственности работодателя перед работником. Однако, по их мнению, она не является возмещением затрат работника, связанных с исполнением им трудовых обязанностей (письма Минтруда России от 22.07.2016 N 17-3/В-285, от 28.04.2016 N 17-3/ООГ-692, от 27.04.2016 N 17-4/00Г-701, от 23.10.2015 N 17-3/В-517, от 06.08.2014 N 17-4/В-369).
В соответствии с этой точкой зрения в отношении компенсации за несоблюдение сроков выплаты зарплаты в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ должна быть специальная норма, но чиновники, конечно, ее не нашли. И, как видно, Минтруд не собирался менять свое мнение.
С 01.01.2017 вместо Минтруда разъяснения по уплате страховых взносов должен давать Минфин. Но поскольку финансисты не могут озвучить свою позицию сразу по всем проблемам, связанным с уплатой страховых взносов, они сообщили, что плательщикам необходимо руководствоваться уже имеющимися разъяснениями Минтруда по соответствующим вопросам.
Следовательно, пока Минфин не выскажется по поводу обложения страховыми взносами компенсации за задержку выплаты заработной платы, есть опасение, что налоговики на местах будут руководствоваться именно позицией Минтруда.
Можно предположить, что Минфин все-таки будет против обложения данной компенсации страховыми взносами. Это видно из его подхода к обложению данной компенсации НДФЛ.
В абзаце 11 п. 3 ст. 217 НК РФ сказано, что не облагаются НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Как видно, и эта норма дословно соответствует положениям абз. 10 пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ и пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ. И так же, как и высшие судьи, в отношении страховых взносов Минфин применяет ее к компенсации за задержку выплаты заработной платы (письма Минфина России от 22.05.2015 N 03-04-05/29453, от 23.01.2013 N 03-04-05/4-54). Соглашается с этим и ФНС (Письмо от 04.06.2013 N ЕД-4-3/10209).
* * *
Таким образом, компенсация за задержку выплаты заработной платы не должна облагаться НДФЛ и страховыми взносами, в том числе при ее выплате после 01.01.2017.
В случае возникновения спора с налоговой инспекцией по поводу страховых взносов можно обратиться к решению ВС РФ, а также к позиции Минфина в отношении обложения данной компенсации НДФЛ.
1 марта 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О том, как этот закон ужесточил ответственность работодателей за нарушения законодательства при оплате труда, см. статью Е.С. Казакова "Об уточнении срока выплаты зарплаты и других поправках в трудовом законодательстве", N 9, 2016, стр. 68.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"