Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 июня 2001 г. N КАС01-198
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 июня 2001 года гражданское дело по кассационной жалобе К.Ю.В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2001 года, которым ему было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным Приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 года N 434 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2000 года N 826) - Перечня районов и местностей Российской Федерации с неблагоприятными климатическими условиями, на территории которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличивается продолжительность ежегодного основного отпуска или предоставляются дополнительные сутки отдыха,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П.А.Я., объяснения представителя ответчика - Правительства Российской Федерации В.А.П., а также заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Ю.Ю., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
К. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемый им нормативный акт противоречит закону и нарушает его права, поскольку на его основании военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в г. Мирном Плесецкого района Архангельской области - районе, приравненном к Крайнему Северу, продолжительность очередного отпуска увеличивается только на 10 суток.
Заявитель полагает, поскольку постановлением Совета Министров СССР от 06.04.88 г. N 455 данная местность отнесена к местностям с неблагоприятными климатическими условиями, то в соответствии с п. 5 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы время увеличения продолжительности очередного отпуска военнослужащим в г. Мирном должно суммироваться: 10 суток за службу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, и 5 суток за службу в местности с неблагоприятными климатическими условиями.
По мнению заявителя, Правительство Российской Федерации вправе определять лишь перечень районов Крайнего Севера, местностей, приравненных к ним, и местностей с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленных, а не нормы увеличения продолжительности очередного отпуска военнослужащих, что было сделано в обжалуемом постановлении Правительства РФ.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2001 года в удовлетворении жалобы К.Ю.В. было отказано.
В кассационной жалобе К., не соглашаясь с решением, просит его отменить. В обоснование своей жалобы заявитель приводит доводы о том, что основания увеличения продолжительности ежегодного основного отпуска или предоставления дополнительных суток отдыха, перечисленные в пп. "б" п. 4 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы являются самостоятельными и могут суммироваться.
По мнению заявителя, судом ошибочно сделан вывод о том, что районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним, являются местностями с неблагоприятными климатическими условиями, поскольку в Положении о прохождении военной службы местности с неблагоприятными климатическими условиями выделены в отдельную строку.
Кроме того, заявитель считает, что Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, определив нормативы увеличения продолжительности отпусков военнослужащих, оспариваемым постановлением.
Изучив материалы дела и обсудив доводы, приведенные в кассационной жалобе, Кассационная коллегия не находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 5 ст. 10 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются дополнительные льготы, гарантии и компенсации. Перечни указанных районов и местностей утверждаются Правительством Российской Федерации.
Данные льготы и гарантии военнослужащим предоставлены ввиду прохождения ими военной службы в районах и местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе связанными с географическим местонахождением этого района или местности. Законодателем предусматривается увеличение основного отпуска на срок до 15 суток, позволяя тем самым дифференцировать продолжительность дополнительных суток отпуска для различных районов и местностей в зависимости от особенностей климатических условий.
В районах Крайнего Севера климатические условия наиболее неблагоприятные, вследствие чего для военнослужащих, проходящих в этих районах военную службу, предусматривается максимально возможное увеличение продолжительности отпуска, установленное Законом РФ "О статусе военнослужащих" - 15 суток. Соответственно, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в местностях с неблагоприятными климатическими условиями более мягкие климатические условия чем в районах Крайнего Севера, поэтому продолжительность отпуска увеличивается лишь на 10 и 5 суток. Таким образом, районы Крайнего Севера, и приравненные к ним местности являются местностями с неблагоприятными климатическими условиями, что соответствует действующему законодательству.
Что же касается довода заявителя о том, что определение той или иной местности, района к конкретной категории: районам Крайнего Севера, а также в местности с неблагоприятными экологическими условиями; местностям, приравненных к районам Крайнего Севера; другим местностям с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленным, происходит по различным принципам (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности определяются в зависимости от географического положения, а местности с неблагоприятными климатическими условиями в зависимости от особенностей климата), то и в данном случае это не позволяет суммировать время продолжительности отпуска, поскольку приближенность к Полярному кругу свидетельствует именно о неблагоприятных климатических условиях.
Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что различные категории районов и местностей, предусмотренные Законом РФ "О статусе военнослужащих", Положением о порядке прохождения военной службы, являются самостоятельными и не могут рассматриваться как несколько оснований для увеличения продолжительности отпуска в порядке ч. 5 ст. 29 Положения, как ошибочно полагает заявитель.
Что же касается компетенции Правительства Российской Федерации устанавливать нормативы увеличения продолжительности отпусков, то, издавая обжалуемое постановление, оно действовало в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом РФ "О статусе военнослужащих", и вопреки утверждениям заявителя, данное постановление не определяет норм увеличения продолжительности очередного отпуска военнослужащих, а лишь соотносит конкретные районы и местности с неблагоприятными климатическими условиями с нормами увеличения, установленными Положением о порядке прохождения военной службы.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К.Ю.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 июня 2001 г. N КАС01-198
Текст определения официально опубликован не был