Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 июня 2001 г. N КАС01-207
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 14 июня 2001 г. гражданское дело по жалобе В.С.М. - представителя детской региональной правозащитной общественной организации "Змееныш" на пункт 10 "Правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции РФ", утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 6 октября 1997 г. N 19-01-122-97 по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ от 20 марта 2001 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Ф.А.И., объяснения представителя заявителя - Г.Е.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Министерства юстиции РФ Ф.Г.А., возражавшей против жалобы, выслушав заключение прокурора Ф.А.В., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
В связи с возложенными статьей 21 Федерального закона "Об общественных объединениях" на Министерство юстиции РФ обязанностями по регистрации общественных объединений, приказом Министра юстиции РФ от 6 октября 1997 г. были утверждены "Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации".
В.С.М. в качестве представителя общественного объединения - детской региональной правозащитной общественной организации "Змееныш", действующей на территории Свердловской области, обратилась в Верховный Суд РФ с жалобой на пункт 10 приведенных Правил, предусматривающий, что Министерство юстиции РФ при осуществлении регистрации общественных объединений в необходимых случаях вправе осуществлять проверку учредительных документов и других материалов, представленных для государственной регистрации общественного объединения, которая предполагает получение для ознакомления у обратившегося общественного объединения подлинных экземпляров учредительных документов и иных дополнительных материалов, а также получение справок и объяснений от представителей общественных объединений и других заинтересованных лиц и организаций по вопросам, связанным с регистрацией общественного объединения.
В обоснование заявленного требования В.С.М. сослалась на несоответствие оспоренных положений Правил требованиям закона и Конституции РФ и на ограничение прав и законных интересов граждан.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву ошибочности выводов суда о соответствии Правил закону и неправильного толкования норм материального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
В соответствии с пунктом 9 "Положения о Министерстве юстиции РФ", утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 954, Министерство юстиции РФ вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
Аналогичными полномочиями обладало Министерство юстиции и по ранее действовавшему Положению.
Согласно ст. 21 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции РФ.
Государственная регистрация региональных общественных объединений производится органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации.
Статья 23 этого же Федерального закона предусматривает возможность отказа в регистрации общественного объединения в случае, если органом, регистрирующим общественное объединение, установлено, что в представленных на регистрацию учредительных документах содержится недостоверная информация.
Приведенная обязанность по регистрации общественных объединений и при определенных условиях - по отказу в такой регистрации с неизбежностью наделяет Министерство юстиции РФ и правом на осуществление соответствующей проверки достоверности информации, содержащейся в представленных документах.
Как правильно указал суд первой инстанции в своем решении, оспариваемый пункт Правил, устанавливающий процедуру проверки достоверности учредительных документов, не содержит положений, нарушающих право граждан на объединение, а лишь способствует объективному подтверждению обстоятельств фактического создания общественного объединения, наличия у него региональных структур, других сведений, предусмотренных законом, необходимых для регистрации общественного объединения.
С учетом изложенных обстоятельств Кассационная коллегия не может согласиться с доводом в кассационной жалобе о неправильном толковании судом статьи 23 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Юридически значимые для дела обстоятельства определены судом также правильно.
Необоснованным является и довод в кассационной жалобе о нарушении оспоренными положениями Правил принципа свободы деятельности общественных объединений.
Как правильно отметил суд в решении, оспоренная часть Правил не регулирует вопросы создания общественных объединений, а лишь устанавливают процедуру проверки достоверности представленных документов, необходимых для государственной регистрации общественного объединения в качестве юридического лица.
Положения статей 55 Конституции РФ и 11 Европейской конвенции содержат требования, согласно которым права и свободы человека и гражданина (в том числе и право на объединение) могут быть ограничены только законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, государственной безопасности и защиты прав и свобод других лиц.
Такого рода ограничения установлены п. 5 ст. 13 Конституции РФ, ст. 16 Федерального закона "Об общественных объединениях", а также ст. 23 этого же Закона в части, касающейся регистрации общественных объединений в качестве юридических лиц, а пункт 10 Правил фактически вытекает из требований ст. 23 названного закона.
В кассационной жалобе приведены мотивы, которые относятся к конкретному вопросу об отказе в регистрации общественного объединения "Змееныш".
Однако никакого отношения к настоящему спору (процедуре нормоконтроля) эти доводы не имеют.
Заявитель вправе был обжаловать конкретные действия Главного управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области и решение этого управления об отказе в государственной регистрации общественного объединения в соответствующий суд.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда РФ от 20 марта 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 июня 2001 г. N КАС01-207
Текст определения официально опубликован не был