Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 20 ноября 2001 г. N КАС01-423 Решение Верховного Суда об отказе в признании недействительным пп. "б" пункта 1 Положения об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утв. постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. N 99, оставлено без изменения

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 20 ноября 2001 г. N КАС01-423

 

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании от 20 ноября 2001 г. гражданское дело по заявлению К.В.А. о признании недействительным п/п "б" п. 1 "Положения об организации работ по содействию занятости в условиях массового высвобождения", утвержденного постановлением Совета Министров Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. N 99 по кассационной жалобе К.В.А. на решение Верховного Суда РФ от 4 сентября 2001 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Ф.А.И., объяснения представителя заявителя - С.О.Б., поддержавшей доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Б.М.Г., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ N 99 от 5 февраля 1993 г. утверждено "Положение об организации работ по содействию занятости в условиях массового высвобождения".

К.В.А. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой на п/п "б" п. 1 данного Положения, предусматривающий, что основными критериями массового высвобождения являются показатели численности увольняемых работников в связи с сокращением численности или штата работников за определенный календарный период. К ним, в частности, отнесены сокращение численности или штата работников предприятия в количестве:

50 и более человек в течение 30 календарных дней;

200 и более человек в течение 60 календарных дней;

500 и более человек в течение 90 календарных дней.

В обоснование заявленного требования К.В.А. сослался на превышение Правительством РФ своих полномочий при издании оспоренного акта, поскольку действующий Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" не наделял Правительство РФ правом предусматривать такие критерии, установление которых нарушает права и законные интересы заявителя.

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе К.В.А. ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о законности оспоренного нормативного правового акта.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

Отказывая заявителю в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что нормативный правовой акт в оспоренной части принят Правительством РФ с соблюдением требований закона и в пределах своей компетенции.

Как следует из материалов дела, необходимость принятия указанного Положения вызывалась тем, что Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и другие законы затрагивают понятие "массового высвобождения", связывая с ним определенные правовые последствия, однако при этом не раскрывают его содержания.

В соответствии же со ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, Федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Оспоренный нормативный акт Правительства РФ принят в целях реализации Закона РСФСР (в соответствии с последующими изменениями и дополнениями - Закон РФ) "О занятости населения в Российской Федерации", как это следует из преамбулы постановления.

С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что содержащиеся в п/п "б" п. 1 Положения критерии направлены на разъяснение положений Закона и приняты в его исполнение, что полностью соответствует требованиям ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ".

Довод в кассационной жалобе о том, что правительство РФ при издании оспоренного акта не полномочно было регулировать правоотношения в области занятости населения, нельзя признать обоснованным.

Согласно ст. 6 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о занятости населения состоит из Конституции РФ, настоящего Закона, других Федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения, и принятых в соответствии с Федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов РФ.

Поскольку оспоренное Положение принято в соответствии с имеющимися у Правительства РФ полномочиями и по существу является обязательным для исполнения актом законодательства, довод в кассационной жалобе об обязательном применении его судами, разрешающими конкретные споры, связанные с занятостью населения не может свидетельствовать о незаконности этого акта.

Несостоятельна в силу приведенных выше мотивов и ссылка в кассационной жалобе на нарушение Правительством РФ ч. III ст. 55 Конституции РФ при издании данного Положения, поскольку никаких ограничений общепризнанных прав и свобод человека и гражданина в п/п "б" п. 1 Положения не содержится.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия определила:

решение Верховного Суда РФ от 4 сентября 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 20 ноября 2001 г. N КАС01-423


Текст определения официально опубликован не был