Мы - коммерческая организация. Влияет ли это на применение районных коэффициентов (далее - РК)? Интересуют следующие города: г. Новосибирск (на федеральном уровне установлен РК 1.2, на местном 1.25, мы используем РК 1.25), г. Иркутск (на федеральном уровне установлен РК 1.2, на местном 1.3, мы используем 1.2); г. Братск (на федеральном уровне установлен РК 1.3, на местном 1.4, мы используем 1.3). В каких случаях РК применен верно, а в каких нет? Является ли это нарушением? Как исправить? Какие нормативные документы являются подтверждением?
Районный коэффициент является компенсацией, установленной ТК РФ, и подлежит применению к должностному окладу работника независимо от того, является она коммерческой или некоммерческой.
Коммерческие и другие организации, финансируемые из средств учредителей, могут устанавливать размеры районных коэффициентов самостоятельно, закрепляя их в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах организации или непосредственно в трудовых договорах. При этом размеры таких коэффициентов не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Районные коэффициенты учитываются при исчислении заработной платы работников по месту их фактической постоянной работы независимо от местонахождения работодателя.
Однако повышенные районные коэффициенты, применяемые в субъектах Российской Федерации, должны быть установлены законами субъектов Российской Федерации для учреждений, финансируемых, соответственно, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Следовательно, если организация, расположенная в г. Москве и принявшая на работу работника в обособленное подразделение, расположенное в районе Крайнего Севера, не финансируется за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ или муниципального образования, районный коэффициент к заработной плате за работу в соответствующих городах, расположенных в этих субъектах РФ или муниципальных образованиях определяется, исходя из федерального законодательства.
В связи с тем, что по г. Новосибирску работодатель вправе применять коэффициент, установленный на федеральном уровне, нарушений не усматривается, т.к. ущемления прав работника отсутствуют.
Правовое обоснование:
Оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, которую работодатель обязан выплачивать в полном размере в установленные в соответствии с абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ сроки (ст. 315 ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливаются Правительством РФ. До принятия соответствующего акта к заработной плате работников продолжают применяться районные коэффициенты в размерах, установленных органами государственной власти РФ или бывшего СССР (ч. 1 ст. 423 ТК РФ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями).
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие районные коэффициенты для государственных органов и учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть введен предельный размер повышения районного коэффициента, определяемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями (ч. 2 ст. 316 ТК РФ, ч. 2 ст. 10 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях").
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно пп. "б" п. 2 разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 N 15/30 районный коэффициент к заработной плате отдельных категорий работников применяется по месту фактической постоянной работы, независимо от местонахождения учреждения, организации, предприятия, в штате которого состоит работник.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", октябрь 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.