На опасном производственном объекте на кого возложена обязанность по подготовке работника вопросам безопасности и охраны труда - на работодателя или на работника? Что понимается под выражением "самоподготовка"? Можно ли это понимать, что работнику можно дать перечень вопросов, которые он должен изучить самостоятельно и после этого пройти аттестацию (проверку знаний) по вопросам охраны труда или же обучение должны проводить подготовленные специалисты)? В случае отстранения работника от работы ввиду непрохождения аттестации по вопросам охраны труда, обязан ли работодатель проводить какую-то подготовку работника, если первоначальная подготовка (2 года назад) проводилась в соответствии с законодательством? В случае отстранения работника от работы ввиду непрохождения аттестации по вопросам охраны труда, обязан ли работодатель проводить подготовку работника, если выяснится, что первоначальная подготовка (2 года назад) проводилась самим работодателем с какими-то упущениями?
1. Работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.
В процессе обучения по охране труда специалистов проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д., могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение.
Таким образом, работодатель должен сочетать различные виды обучения по охране труда специалистов, а не только самоподготовку.
Консультирование граждан по вопросам аттестации в области промышленной безопасности не входит в компетенцию Роструда.
Вам следует обратиться в Ростехнадзор.
2, 3. Работник, не прошедший проверки знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.
Действующее законодательство не устанавливает требование о повторном обучении по охране труда специалистов, непрошедших проверку знаний требований охраны труда. Однако рекомендуем провести повторное обучение по охране труда специалистов, непрошедших проверку знаний требований охраны труда, перед повторной проверкой знаний.
Правовое обоснование:
Работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда (ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
В процессе обучения по охране труда руководителей и специалистов проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д., могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение (п. 2.3.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 (далее - Порядок)).
Работник, не прошедший проверки знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца (п. 3.8 Порядка).
Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (п. 2.3.1 Порядка).
В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно п. 1 "Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401) федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок (п. 5.6 вышеуказанного Постановления Правительства N 401).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", октябрь 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.