Решением общего собрания садового некоммерческого товарищества (далее - товарищество) было принято решение исключить гражданина, уклоняющегося в отсутствие уважительных причин от уплаты членских взносов в течение нескольких лет, из числа членов товарищества. На основании этого исключения решением администрации муниципального образования участок, принадлежащий гражданину, был передан в бессрочное пользование третьему лицу. Правомерно ли решение товарищества? Правомерно ли решение администрации?
Специалисты Центра методологии
бухгалтерского учета и налогообложения
Журнал "Учет и контроль", N 9, сентябрь 2016 г., с. 19-22.
Считаем, что для передачи земельного участка на праве бессрочного пользования третьему лицу необходимо было в судебном порядке принудительно лишить гражданина права бессрочного пользования земельным участком, чего надлежащим образом (решением суда) сделано не было. Учитывая изложенное, считаем действия общего собрания товарищества правомерными, соответствующими положениям законодательства, а действия администрации неправомерными, поскольку гражданин не был лишен в принудительном порядке прав на землю.
Обоснование. Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 38 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают на основании актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
Таким образом, бесплатное предоставление участков в бессрочное пользование гражданам может быть осуществлено на основании решения администрации муниципального образования.
Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства; нести субсидиарную ответственность по обязательствам садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива; использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием; не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту; не нарушать права членов такого объединения; соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты; своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения, налоги и платежи; в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством; соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы); участвовать в мероприятиях, проводимых таким объединением; участвовать в общих собраниях членов такого объединения; выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения; соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.
Таким образом, считаем, что неуплата членских взносов в течение нескольких лет является нарушением, наносящим ущерб правам и законным интересам товарищества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных данным Федеральным законом и уставом такого объединения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 ст. 21 Закона N 66-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся прием в члены такого объединения и исключение из его членов.
Таким образом, считаем, что решение об исключении гражданина из числа членов товарищества за злостную неуплату членских взносов является правомерным.
Статья 47 Закона N 66-ФЗ гласит, что садовод, огородник или дачник может быть подвергнут административному взысканию в виде предупреждения или штрафа за нарушение земельного, лесного, водного, градостроительного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения или законодательства о пожарной безопасности, совершенное в границах садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. Садовод, огородник или дачник может быть лишен прав собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования либо аренды земельного участка за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством. Обязательное заблаговременное предупреждение садовода, огородника или дачника о необходимости устранения допущенных нарушений законодательства, являющихся основаниями для лишения прав на земельный участок, осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством, а лишение прав на земельный участок при неустранении нарушений законодательства - в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
В рассматриваемом вопросе после принятия решения об исключении гражданина из числа членов товарищества и на основании этого решения администрацией муниципального образования участок, ранее принадлежавший гражданину на праве бессрочного пользования, был передан на праве бессрочного пользования третьему лицу.
Статья 44 ЗК РФ гласит, что право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Пункты 2, 3 статьи 45 ЗК РФ гласят, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 данной статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 данного Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пункт 1 статьи 54 ЗК РФ гласит, что принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 данного Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пункте 2 данной статьи.
Таким образом, изъятие участка в рассматриваемом случае возможно лишь на основании решения суда.
Считаем, что для передачи земельного участка на праве бессрочного пользования третьему лицу необходимо было в судебном порядке принудительно лишить гражданина права бессрочного пользования земельным участком, чего надлежащим образом (решением суда) сделано не было. Учитывая изложенное, считаем действия общего собрания товарищества правомерными, соответствующими положениям законодательства, а действия администрации - неправомерными, поскольку гражданин не был лишен в принудительном порядке прав на землю.
Аналогичные доводы отражены в Апелляционном определении Курского областного суда от 14.01.2014 N 33-72-2014, где указано: "...Таким образом, действующим законодательством садоводческое товарищество не наделено правом принимать решения об изъятии земельных участков, а исключение из членов товарищества не влечет за собой прекращения права пользования земельным участком".
1 сентября 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Учет и контроль"
В журнале освещаются актуальные вопросы в сферах бухгалтерского, налогового, статистического учета, внешнего и внутреннего контроля и аудита, корпоративного управления, экономического и финансового анализа, а также правового обеспечения хозяйственной деятельности.