Установленная в многоэтажном здании бюджетного учреждения система пожарной сигнализации учитывается как единый объект. На одном из этажей здания пришел в негодность (перегорел) приемно-контрольный прибор.
Как в бухгалтерском учете учреждения отразить операции по приобретению и установке нового приемно-контрольного прибора?
О. Булыгина,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2016 г., с. 8-11.
Система пожарной сигнализации представляет собой совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста (ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Согласно п. 41 Инструкции N 157н*(1) объектом основных средств является комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление и смонтированные на одном фундаменте. При этом каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
По общему правилу в случае, когда составная часть основного средства, представляющего собой комплекс конструктивно-сочлененных предметов, пришла в негодность, производится частичная ликвидация (разукомплектация) этого объекта, которая оформляется соответствующим актом на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов.
В соответствии с п. 27 Инструкции N 157н в случаях частичной ликвидации (разукомплектации), а также достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, производится изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов.
Следовательно, первоначальная стоимость такого основного средства уменьшается на стоимость пришедшей в негодность составной части - приемно-контрольного прибора.
Разукомплектация объекта основных средств, являющегося единицей инвентарного учета, отражается по его первоначальной (балансовой) стоимости (п. 12 Инструкции N 174н*(2)). Если стоимость составных частей не была выделена в отгрузочных документах поставщика, она должна быть определена комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов, которая принимает соответствующее решение о расчете стоимости ликвидируемой части объекта. Как правило, стоимость ликвидируемой части объекта рассчитывается в процентном отношении к стоимости всего объекта; процентное отношение определяется комиссией.
В соответствии с Указаниями N 65н*(3) расходы по оплате договора на приобретение приемно-контрольного прибора отражаются по коду вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" и статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ, так как на данную статью относятся расходы на приобретение запасных и (или) составных частей для машин и оборудования.
Далее следует определить, к какому виду работ относится замена перегоревшего прибора в составе пожарной сигнализации - ремонту или дооборудованию. В соответствии с п. 27 Инструкции N 157н:
затраты на дооборудование объекта нефинансового актива относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (например, срока полезного использования, мощности, качества применения) по результатам проведенных работ;
результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость, включая замену элементов в комплексе конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, подлежит отражению в инвентарной карточке соответствующего объекта путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета учреждения.
К работам по дооборудованию объектов основных средств относится дополнение основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять единое целое с этим оборудованием, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы, и раздельное их применение будет невозможно. Дооборудование проводится с целью улучшить первоначально принятые показатели объекта.
Ремонтные работы проводятся с целью устранения физического и морального износа объекта и поддержания его эксплуатационных характеристик на первоначальном уровне.
Таким образом, дооборудование пожарной сигнализации новым прибором приведет к изменению первоначальной (балансовой) стоимости данного объекта, в то время как расходы на проведение ремонтных работ на стоимость объекта не повлияют.
Исходя из условий вопроса учреждение проведет замену вышедшего из строя прибора - это ремонтные работы. Следовательно, первоначальная (балансовая) стоимость пожарной сигнализации не изменяется, и расходы на проведение ремонта списываются на фактические затраты учреждения.
Пример
Стоимость установленной в здании системы пожарной сигнализации составляет 300 000 руб. Из документов поставщика следует, что стоимость сгоревшего прибора равна 4 000 руб. Комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов определено, что на данный прибор начислена амортизация в сумме 3 000 руб.
Новый прибор приобретен по стоимости 4 200 руб. Работы по замене проводит специализированная организация за плату в размере 2 500 руб. (демонтаж и установка нового прибора).
Все расходы на приобретение и замену пришедшего в негодность прибора осуществляются за счет средств субсидии на выполнение государственного задания с отнесением на общехозяйственные расходы.
При принятии решения о списании объекта в случае частичной ликвидации системы пожарной сигнализации выбытие, приобретение и замена составной ее части отражаются в бухгалтерском учете согласно п. 51 Инструкции N 157н, п. 9, 12, 32, 34 Инструкции N 174н следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списание демонтируемой части системы пожарной сигнализации (прибора) в сумме | |||
начисленной амортизации | 4 104 34 410 | 4 101 34 410 | 3 000 |
остаточной стоимости | 4 401 10 172 | 4 101 34 410 | 1 000 |
Приобретение составной части системы пожарной сигнализации (прибора) | 4 105 36 340 | 4 302 34 730 | 4 200 |
Отнесение затрат, связанных с ремонтом системы пожарной сигнализации, в состав общехозяйственных расходов учреждения в части | |||
расходов на приобретение нового прибора | 4 109 80 225 | 4 105 36 440 | 4 200 |
расходов на установку нового прибора | 4 109 80 225 | 4 302 25 730 | 2 500 |
Погашение задолженности | |||
перед поставщиком за приобретенный новый прибор | 4 302 34 830 | 4 201 11 610 | 4 200 |
перед исполнителем за демонтаж и установку нового прибора | 4 302 25 830 | 4 201 11 610 | 2 500 |
Сведения о произведенной замене прибора отражаются в инвентарной карточке объекта основных средств.
1 октября 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(3) Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"