Муниципальное бюджетное учреждение имеет кредиторскую задолженность перед контрагентом-поставщиком, образовавшуюся за счет средств субсидии на иные цели (КВФО 5). Одновременно данный контрагент имеет дебиторскую задолженность перед учреждением за предоставленные платные услуги (КВФО 2). Вправе ли бюджетное учреждение уменьшить кредиторскую задолженность перед поставщиком на сумму дебиторской задолженности данного контрагента? И если да, то как операции по проведению взаимозачета отразятся в бухгалтерском учете учреждения?
О. Никулина,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2016 г., с. 12-15.
На основании ч. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить денежные средства и т.п., либо воздержаться от определенного действия. При этом кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в ГК РФ.
В целях применения ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачета достаточно заявления одной стороны. Согласно ст. 411 ГК РФ не допускается зачет требований:
о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
о пожизненном содержании;
о взыскании алиментов;
по которым истек срок исковой давности;
в иных случаях, предусмотренных законом или договором.
Пунктом 1 ст. 308 ГК РФ закреплено, что в обязательстве в качестве каждой из его сторон - кредитора или должника - могут участвовать одно или одновременно несколько лиц.
Если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать.
Соответственно, обязательство, существующее между учреждением и его контрагентом (поставщиком и получателем услуг одновременно), может быть прекращено взаимозачетом.
Таким образом, в данном случае бюджетное учреждение при оплате договора вправе руководствоваться ст. 410 ГК РФ, согласно которой обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, если не нарушены запреты, ограничивающие его проведение (например, истек срок исковой давности взаимных требований или в заключенном договоре указаны условия о недопущении зачета).
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с разъяснением, данным в п. 4 Информационного письма Президиума ВС РФ от 29.12.2001 N 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований", для прекращения обязательства зачетом заявление о зачете должно быть получено соответствующей стороной.
Зачет встречного однородного требования, оформленный заявлением кредитора, является одним из способов прекращения обязательств (части обязательств) одной стороны перед другой, что соответствует критериям, установленным ст. 153 и 154 ГК РФ по сделкам и договорам.
В связи с тем, что по условиям вопроса зачету подлежат встречные обязательства, отраженные по разным источникам финансирования (КВФО 5 и 2), то в бухгалтерском учете учреждения операции будут оформляться с использованием счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами". Напомним, что на основании п. 146, 147 Инструкции N 174н*(1) в корреспонденции с данным счетом отражаются операции по привлечению денежных средств по одному виду деятельности учреждения на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида деятельности, в пределах остатка средств на счете учреждения, с последующим возмещением привлеченных средств.
Прекращение (уменьшение) встречных требований зачетом обязательств будет отражено в учете бюджетного учреждения на основании бухгалтерской справки:
- по дебету счета 5 302 хх 830 и кредиту счета 5 304 06 730 (уменьшение кредиторской задолженности по обязательствам перед контрагентом);
- по дебету счета 2 304 06 830 и кредиту счета 2 205 хх 660 (погашение дебиторской задолженности контрагента по доходам).
По общему правилу бюджетному учреждению открыты разные лицевые счета для учета расчетов по средствам субсидии на иные цели и средствам учреждения, в том числе от приносящей доход деятельности. Поэтому в данном случае денежные средства будут перечислены с лицевого счета, предназначенного для учета операций со средствами субсидии на иные цели на лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений. Операции отразятся следующим образом:
- по дебету счета 5 304 06 830 и кредиту счета 5 201 11 610 (перечисление денежных средств на погашение кредиторской задолженности перед контрагентом);
- по дебету счета 2 201 11 510 и кредиту счета 2 304 06 730 (зачисление денежных средств на погашение дебиторской задолженности контрагента).
Пример
Бюджетное учреждение имеет кредиторскую задолженность перед организацией за поставку оборудования в сумме 120 000 руб. за счет средств субсидии на иные цели. Одновременно организация имеет задолженность перед учреждением за оказанные услуги в сумме 50 000 руб. Между учреждением и организацией достигнуто соглашение о проведении взаимозачета обязательств. Затем учреждением погашен и остаток задолженности перед поставщиком.
В бухгалтерском учете учреждения будут отражены следующие операции по проведению зачета взаимных требований:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Ранее в учете были сформированы следующие записи | |||
начислены доходы от приносящей доход деятельности | 2 205 31 560 | 2 401 10 130 | 50 000 |
отражены обязательства перед поставщиком | 5 401 20 310 | 5 302 31 730 | 120 000 |
Отражены операции по взаимозачету с контрагентом | |||
по начисленным доходам | 2 304 06 730 | 2 205 31 660 | 50 000 |
по учтенным обязательствам | 5 302 31 830 | 5 304 06 730 | 50 000 |
Отражено движение денежных средств | |||
перечислены с лицевого счета по учету субсидии на иные цели | 5 304 06 830 | 5 201 11 610 18 (статья 310 КОСГУ) | 50 000 |
зачислены на лицевой счет по учету собственных средств учреждения | 2 201 11 510 17 (статья 130 КОСГУ) | 2 304 06 730 | 50 000 |
Перечислены денежные средства поставщику в сумме остатка задолженности (120 000 руб. - 50 000 руб.) | 5 302 31 830 | 5 201 11 610 18 (статья 310 КОСГУ) | 70 000 |
1 октября 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"