В последнем абзаце Письма от 27.11.2014 N 02-06-10/60461 Минфин разъяснил следующее: участие работников бухгалтерской службы в инвентаризационной комиссии, наделенной полномочиями по инвентаризации финансовых активов и обязательств, является обязательным. Участие бухгалтерской службы в работе комиссии по инвентаризации нефинансовых активов должно обеспечивать предоставление информации, необходимой для проведения инвентаризации.
Так должен ли бухгалтер учреждения здравоохранения быть членом инвентаризационной комиссии?
О. Булыгина,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2016 г., с. 72-74.
Из частей 1, 2 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете*(1) следует, что активы и обязательства подлежат инвентаризации, при проведении которой выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
Основными целями инвентаризации в соответствии с п. 1.4 Методических указаний*(2) являются:
- выявление фактического наличия имущества;
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения в учете обязательств.
Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, а при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.
Инвентаризации подлежат:
- нефинансовые активы (основные средства, нематериальные активы, материальные запасы);
- финансовые активы (денежные средства, денежные документы и бланки документов строгой отчетности);
- дебиторская и кредиторская задолженность (расчеты с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами).
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.
В состав инвентаризационной комиссии включаются (п. 2.3 Методических указаний):
- представители администрации организации;
- работники бухгалтерской службы;
- другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.);
- представители службы внутреннего аудита.
В состав комиссии не входят работники, ответственные за инвентаризируемый участок, в том числе материально ответственные лица (например, бухгалтер-кассир при инвентаризации кассы).
В случае отсутствия хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации ее результаты будут признаны недействительными.
До начала инвентаризации:
- руководитель учреждения издает приказ о проведении инвентаризации, в котором указывает причину ее проведения, состав инвентаризационной комиссии, даты начала и окончания проведения инвентаризации;
- определяются остатки имущества и обязательств по учетным данным. Для этого до начала проверки инвентаризационной комиссии необходимо получить последние на момент проведения инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель комиссии визирует указанные документы, что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу проведения инвентаризации по учетным данным;
- материально ответственные лица и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества, дают расписки о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы (а выбывшие - списаны в расход).
В соответствии с п. 2.6 Методических указаний инвентаризационная комиссия обеспечивает:
- полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств;
- правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Таким образом, исходя из анализа положений нормативных актов, можно сделать вывод, что работники бухгалтерских служб (бухгалтеры) должны входить в состав инвентаризационных комиссий.
1 октября 2016 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 16.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(2) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"