На каком основании работодатель (бюджетное казенное учреждение Минобороны) вносит дополнительные требования к образованию по тем или иным должностям в штатное расписание, если льгот и ограничений по данным должностям не предусмотрено, как и квалификационных требований? Может ли работодатель (бюджетное казенное учреждение) вносить требования к образованию и стажу работы в должностные инструкции, в т.ч. на основании штатного расписания, когда ни одним законодательным, ни нормативно-правовым актом требования к квалификации по данным должностям не предусмотрены? На основании каких актов должны быть установлены квалификационные требования к работникам? Штатное расписание в данном случае должно соответствовать унифицированной форме? Наименование должности нет ни в одном квалификационном справочнике, ни профстандарте, ни в одном приказе. В трудовом договоре требований к квалификации нет.
Трудовым кодексом РФ не дано понятия "должностная инструкция", не урегулирован порядок ее разработки, утверждения, необходимости принадлежности ее к трудовому договору с конкретным работником или же возможности существования ее как отдельного документа. Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.
Должностные инструкции работников разрабатываются на основе квалификационных справочников и профессиональных стандартов, которые в большинстве случаев носят рекомендательный характер.
Поэтому работодатель вправе, руководствуясь спецификой деятельности организации и ее потребностями, наряду с требованиями, содержащимися в утвержденных квалификационных справочниках должностей, профессиональных стандартах, устанавливать в должностной инструкции определенной должности дополнительные требования к образованию и квалификации работника.
Унифицированная форма штатного расписания (форма N Т-3) утверждена Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Данная форма не является обязательной для применения, а носит лишь рекомендательный характер.
Правовое обоснование:
Статья 57 ТК РФ устанавливает, что обязательными для включения в трудовой договор является, в т.ч. трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Согласно ст. 195.1 ТК РФ квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника; профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
В соответствии со ст. 195.3 ТК РФ если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой указанной статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 был утвержден Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее - Квалификационный справочник). Данный справочник носит рекомендательный характер (п. 2 Постановления) и состоит из квалификационных характеристик.
Согласно п. 4 Общих положений Квалификационного справочника квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
Поскольку квалификационные характеристики распространяются на работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.
Унифицированная форма штатного расписания (форма N Т-3) утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".
С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", октябрь 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.