Первоначально организация выставила покупателю документы (счет-фактуру, накладную) на сумму 11 720 рублей. Эта же сумма была отражена в бухгалтерском и налоговом учете. До наступления сроков представления налоговых деклараций ошибка была обнаружена и исправлена. В результате в бухгалтерском и налоговом учете в III квартале 2015 года выручка была отражена в правильном размере - 11 880 рублей. Однако первичные документы и счета-фактуры ни у продавца, ни у покупателя исправлены не были.
Каков порядок бухгалтерского и налогового учета в данном случае?
Ответ подготовил:
К. Завьялов,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА
Контроль качества ответа:
Е. Королева,
рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Журнал "Актуальная бухгалтерия", N 11, ноябрь 2016 г., с. 87-88.
Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке*(1). Проверка осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
При обнаружении в первичных учетных документах ошибок, в том числе и в стоимостных показателях, у организации возникает обязанность по внесению в них исправлений, поскольку данные первичных учетных документов должны соответствовать данным бухгалтерского учета*(2).
Законодательство допускает внесение исправлений в первичный учетный документ*(3). При этом исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц*(4). Ошибки в первичных документах исправляются следующим образом: зачеркивают неправильный текст или суммы и надписывают над зачеркнутым исправленный текст или суммы. Зачеркивание производят одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное. Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью "Исправлено", подтверждено подписями лиц, подписавших документ, а также должна быть проставлена дата исправления*(5).
В свою очередь, в письме Минфина России*(6) говорится о том, что Закон N 402-ФЗ не предусматривает замену ранее принятого к учету документа новым, все же допускается в целях бухгалтерского учета ориентироваться, например, на Правила заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС*(7), в которых речь идет о замене первоначально выставленных счетов-фактур в случае внесения в них исправлений.
В рассматриваемом случае поставщиком при составлении первичного учетного документа была допущена техническая ошибка в части стоимости отгруженного товара. С учетом изложенного выше считаем, что организации следует внести исправления в оба экземпляра товарной накладной (поставщика и покупателя) в соответствии с требованиями Положения. Согласия контрагента для этого не требуется.
При этом в описанной ситуации оснований для внесения корректировок в бухгалтерский учет не имеется.
Из разъяснений налогового ведомства*(8) следует, что если изменение стоимости товаров (работ, услуг) произошло в результате исправления технической ошибки, возникшей в результате неправильного ввода данных о цене или количестве отгруженных товаров в информационные системы, то корректировочный счет-фактура продавцом не выставляется. В этом случае в счет-фактуру, выставленный при отгрузке товаров, вносят исправления*(9). Иными словами, поставщик составляет новый экземпляр счета-фактуры.
В новом экземпляре счета-фактуры не допускается изменение показателей, указанных в строке 1 счета-фактуры, составленного до внесения в него исправлений, и заполняется строка 1а, в которой указывают порядковый номер исправления и дату исправления.
Подтверждением данных налогового учета являются в том числе и первичные учетные документы*(10).
Одновременно установлено, что исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления*(11).
Таким образом, полагаем, что в целях как бухгалтерского, так и налогового учета организации-поставщику при обнаружении ошибки в первичном документе необходимо внести в него изменения. Так как Налоговый кодекс не содержит специальных правил внесения корректировок в первичные документы, считаем, что товарная накладная с исправлениями, внесенными в нее в порядке, описанном выше, будет подтверждением соответствующих данных в целях исчисления налога на прибыль.
Поскольку данная ошибка не привела к ошибкам (искажениям) в исчислении налоговой базы по НДС и налогу на прибыль, то у вашей компании не возникает обязанность по представлению уточненных налоговых деклараций*(12).
Если организацией-поставщиком оформлялся универсальный передаточный документ, то в него нужно внести исправления*(13).
1 ноября 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 2.17 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. Минфином СССР от 29.07.1983 N 105 (далее - Положение)
*(2) ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ)
*(3) ч. 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ
*(4) п. 16 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н
*(6) письмо Минфина России от 22.01.2016 N 07-01-09/2235
*(7) утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Правила)
*(8) письма ФНС России от 01.02.2013 N ЕД-4-3/1406@, от 23.08.2012 N АС-4-3/13968@
*(9) п. 7 Правил
*(10) ст. 313 НК РФ
*(11) ст. 314 НК РФ
*(12) п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ
*(13) приложение N 7 к письму ФНС России от 17.10.2014 N ММВ-20-15/86@
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.