Статья 4.1.1 КоАП РФ применима только в случае выявления правонарушения в ходе муниципального (государственного) контроля? Действительно ли муниципальный контроль должен быть произведен в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"? Если правонарушение выявлено уполномоченным должностным лицом администрации города на составление протоколов об административных правонарушениях по закону об административных правонарушениях субъекта РФ при обходе территории г. Югорска, в ходе которого было выявлено нарушение правил благоустройства индивидуальным предпринимателем, применима ли ст. 4.1.1 КоАП РФ при назначении наказания?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае установления в рамках муниципального контроля фактов нарушения индивидуальным предпринимателем Норм и правил по благоустройству территории города Югорска индивидуальный предприниматель может быть привлечен к административной ответственности - административному штрафу в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде штрафа может быть заменено предупреждением, если индивидуальный предприниматель является субъектом малого или среднего предпринимательства и имеются обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Обоснование вывода:
С 4 июля 2016 г. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" КоАП РФ дополнен новой статьей 4.1.1, в соответствии с которой предусмотрена замена административного наказания в виде штрафа предупреждением.
При этом такая замена допустима судом в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное ими административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (часть 1). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).
Таким образом, из приведенных выше положений следует, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также их работникам на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ (часть 1). К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (часть 2, далее - Закон N 294-ФЗ).
Отметим, что названным Законом N 294-ФЗ установлен, в частности, порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ч. 2 ст. 1 Закона N 294-ФЗ). Следует подчеркнуть, что данные положения не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (п. 1 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
Как видно из вопроса, в рассматриваемой ситуации уполномоченным должностным лицом администрации города в ходе осмотра территории города осуществлялся муниципальный контроль (ч. 1 ст. 17.1 Закона N 131-ФЗ) за соблюдением требований Норм и правил по благоустройству территории города Югорска, утвержденных постановлением администрации г. Югорска от 30 января 2013 г. N 250. Данный осмотр проводился вне рамок Закона N 294-ФЗ, поскольку объектом контроля являлась территория города, а не деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона Ханты-Мансийского АО - Югры от 11 июня 2010 г. N 102-оз "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 102-оз) нарушение установленных органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа правил благоустройства территорий поселений, городских округов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.1 настоящей статьи, а также статьями 21, 23, 25, 27-29, 35 настоящего Закона, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Обратим внимание, что назначение административного наказания в виде предупреждения названной нормой не предусмотрено. Кроме того, согласно примечанию к ст. 1 Закона N 102-оз лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут ответственность в соответствии с упомянутым Законом как должностные лица.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в рассматриваемой ситуации может быть непосредственное обнаружение должностными лицами администрации города, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения - факта нарушения установленных Норм и правил по благоустройству территории города Югорска.
Таким образом, в случае установления в рамках муниципального контроля фактов нарушения индивидуальным предпринимателем Норм и правил по благоустройству территории города Югорска индивидуальный предприниматель может быть привлечен к административной ответственности - административному штрафу в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде штрафа может быть заменено предупреждением, если индивидуальный предприниматель является субъектом малого или среднего предпринимательства и имеются обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Ответ прошел контроль качества
4 октября 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.