Установленный заказчиком размер пени, взимаемой с подрядчика за нарушение срока выполнения работ, не соответствует размеру, предусмотренному Правилами*(1) (превышает его). Соответствует ли закону такое условие государственного (муниципального) контракта? Если да, то вправе ли подрядчик просить суд об уменьшении суммы пеней на основании ст. 333 ГК РФ?
А.И. Серова,
эксперт журнала
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2016 г., с. 19-21.
Судебная практика исходит из того, что установление в контракте пени в размере большем, чем указано в Законе N 44-ФЗ*(2) и Правилах, законодательству не противоречит. Вместе с тем установленная контрактом неустойка может быть уменьшена судом при наличии оснований, предусмотренных ст. 333 ГК РФ.
Обоснование. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ в Определении от 31.03.2016 по делу N 306-ЭС15-15659, N А55-30563/2014 рассматривала спор о признании недействительным условия контракта, которым предусмотрено, что в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств начисляется пеня в размере 1% за каждый день просрочки.
Строительная организация полагала, что установленный контрактом размер пени противоречит требованиям Закона N 44-ФЗ и Правилам.
Признавая данное мнение необоснованным, коллегия судей ВС РФ указала следующее. Частью 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, утвержденном Правительством РФ, но не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с п. 6 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Согласно ст. 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Размер законной неустойки может быть увеличен по соглашению сторон, если закон этого не запрещает.
Закон N 44-ФЗ и Правила устанавливают только нижний предел ответственности подрядчика в виде пени в размере не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ и не содержат запрета на увеличение соглашением сторон размера пени.
Исходя из изложенного, установление пени в размере большем, чем указано в названных документах, законодательству не противоречит и само по себе не может служить основанием для признания спорного условия договора недействительным по ст. 168 ГК РФ.
Однако при наличии оснований, предусмотренных ст. 333 ГК РФ, установленная контрактом неустойка может быть уменьшена судом (по ходатайству организации).
В качестве примеров судебных решений в пользу подрядчиков назовем постановления АС МО от 09.06.2016 N Ф05-6174/2016 по делу N А40-81758/2015, АС ЗСО от 07.09.2016 N Ф04-3606/2016 по делу N А75-8539/2015, АС ЦО от 23.05.2016 N Ф10-1384/2016 по делу N А68-3702/2015. Примечательны обстоятельства первого из этих дел. На момент рассмотрения судом спора подрядчик не завершил работы, просрочка составила 227 дней, что многократно превышало установленный контрактом срок выполнения (32 дня). Несмотря на это арбитры учли довод подрядчика о наличии оснований для снижения суммы неустойки. Такими основаниями были признаны обстоятельства, за которые подрядчик не отвечает (необходимость изменения технических условий для присоединения к электрическим сетям, климатические условия). В результате с организации было взыскано 17 млн. руб. вместо начисленных госзаказчиком 93 млн. руб.
1 октября 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
*(2) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"