Вправе ли муниципальное бюджетное учреждение заключить контракт на поставку электроэнергии на три года?
А.И. Бирюков,
к.э.н., профессор Финансового университета при Правительстве РФ,
советник Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки
эффективности деятельности Федерального казначейства
Журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 5, сентябрь-октябрь 2016 г., с. 59-62.
Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона N 35-ФЗ*(1) оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ энергоснабжающая организация по договору обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Примечание. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 21 Федерального закона N 44-ФЗ план-график содержит планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги.
В пункте 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 44-ФЗ*(2) сказано, что под контрактом понимается гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, заключенный бюджетным учреждением в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ.
Частями 1 и 2 ст. 21 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что основанием для осуществления закупок является план-график, который формируется заказчиком ежегодно на один год в соответствии с планами закупок.
В силу положений ч. 9 ст. 21 Федерального закона N 44-ФЗ, если период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в него включаются:
общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график.
В соответствии с ч. 10 ст. 21 Федерального закона N 44-ФЗ план-график разрабатывается заказчиком (в том числе бюджетным учреждением) ежегодно на один год и утверждается в течение 10 рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности согласно законодательству РФ.
План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения в силу положений п. 3 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности*(3) составляется:
- на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год;
- на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.
В Письме Минфина РФ от 31.03.2016 N 02-04-06/18225 разъясняется, что при планировании срока, на который будет заключен контракт, бюджетным учреждениям необходимо руководствоваться показателями плана финансово-хозяйственной деятельности.
Ответственным за организацию финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения является орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя учреждения (далее - учредитель).
В соответствии с пп. "б" п. 4 Требований N 1043*(4) учредитель участвует в процедуре формирования и корректировки планов закупок бюджетных учреждений, на основании которых формируются планы-графики. Кроме того, план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, согласно п. 22 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности, утверждается учредителем, если такое право этим органом не предоставлено самому учреждению.
По общему правилу бюджетное учреждение должно принимать обязательства, в том числе путем заключения гражданско-правового договора, в пределах плановых показателей по поступлениям, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, не допуская возникновения кредиторской задолженности без достаточных источников финансового обеспечения.
Примечание. Контракт заключается в пределах плановых показателей по поступлениям, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, не допуская возникновения кредиторской задолженности без достаточных источников финансового обеспечения.
Таким образом, бюджетное учреждение вправе заключить контракт на поставку электроэнергии в соответствии с планом-графиком, который составляется:
- на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете муниципального образования утверждается на один финансовый год;
- на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.
Также необходимо отметить, что согласно положениям ч. 5 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ финансовые органы осуществляют контроль:
- за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об утвержденном и доведенном до заказчика объеме финансового обеспечения для осуществления закупок;
- за соответствием информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, содержащейся в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок.
Таким образом, если иное не предусмотрено законом о бюджете муниципального образования и планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, контракт на поставку электроэнергии заключается на один год.
1 сентября 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
*(2) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(3) Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н.
*(4) Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"