Какие документы контрольно-счетный орган вправе запрашивать у администрации муниципального образования для проверки годового отчета об исполнении бюджета?
А.И. Бирюков,
к.э.н., профессор Финансового университета при Правительстве РФ,
советник Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности
деятельности Федерального казначейства
Журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 5, сентябрь-октябрь 2016 г., с. 63-65.
Согласно ч. 1 ст. 268.1 БК РФ органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля наделены полномочиями по контролю за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям в части составления и представления:
- бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств;
- квартального и годового отчетов об исполнении бюджета.
Кроме того, в ст. 264.4 БК РФ определено, что внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований БК РФ и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.
Примечание. В соответствии со ст. 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся установление порядка осуществления контроля за исполнением местного бюджета и утверждение отчета об исполнении местного бюджета.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 6-ФЗ*(1) органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, в установленные законами субъектов РФ сроки, обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Примечание. Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Из разъяснений Минфина, приведенных в Письме от 31.05.2016 N 02-07-08/31424, следует, что перечень информации, необходимой для проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета, БК РФ и Федеральным законом N 6-ФЗ не устанавливается, а определяется контрольно-счетным органом самостоятельно с учетом:
- порядка, утвержденного муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования;
- ограничений, определенных законами субъектов РФ или муниципальными нормативными правовыми актам и регламентами контрольно-счетных органов.
Примечание. Порядок направления контрольно-счетными органами указанных запросов определяется законами субъектов РФ или муниципальными нормативными правовыми актами и регламентами контрольно-счетных органов.
Таким образом, для проведения контрольных мероприятий, предметом которых является проверка отчетов об исполнении бюджета, достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления отчетности, могут потребоваться:
документы бюджетной отчетности, предусмотренные Инструкцией N 191н*(2);
формы бухгалтерской отчетности, установленные Инструкцией N 33н*(3);
первичные документы и т.д.
Для проведения контрольных мероприятий может понадобиться информация, документы и материалы финансового органа, главного администратора (администратора) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, получателя субсидий из бюджета, а при назначении встречных проверок также организаций - поставщиков товаров, работ, услуг.
При этом непредоставление или несвоевременное предоставление по запросу контрольно-счетного органа информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также представление информации, документов и материалов не в полном объеме или представление недостоверной информации влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ.
Примечание. По мнению Минфина (Письмо от 29.12.2015 N 02-10-09/77231), отсутствие нормативного правового акта в городском округе, устанавливающего порядок осуществления полномочий органа внешнего муниципального финансового контроля, не лишает контрольно-счетный орган права запрашивать необходимые для осуществления контроля документы и материалы.
1 сентября 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
*(2) Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н.
*(3) Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"