У государственного бюджетного учреждения есть постоянные расходы на содержание недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении. Однако эти расходы не покрываются средствами предоставляемой учреждению субсидии на выполнение государственного задания - нет такого объема услуг. Где учреждению брать средства на покрытие данных расходов?
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города (Москва)
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 11, ноябрь 2016 г., с. 32-34.
В силу федерального законодательства о некоммерческих организациях финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, - единственным исключением является имущество, которое учреждение сдает в аренду (при наличии согласия учредителя)*(1).
Таким образом, учредитель при расчете объема субсидии на выполнение государственного или муниципального задания обязан предусмотреть финансирование данных расходов бюджетного учреждения, независимо от объема оказываемых учреждением услуг или выполняемых работ. Это условие должно иметь свое отражение в нормативном правовом документе, определяющем на уровне конкретного учредителя условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения указанного задания*(2).
Например, в отношении федеральных госучреждений (в том числе бюджетных)*(3) действует норма, согласно которой средства на содержание недвижимого имущества, используемого для выполнения государственного задания, включаются в субсидию в составе нормативов затрат на оказание государственных услуг, а средства на содержание недвижимого имущества, не используемого для выполнения задания, тоже включаются в субсидию в виде отдельной составляющей. Также в виде отдельной составляющей в субсидию включаются средства на уплату налогов, в качестве объекта обложения по которым признается имущество учреждения.
Примечание. На содержание закрепленного за бюджетным учреждением недвижимого имущества законодательство гарантирует предоставление соответствующих средств учредителем.
Таким образом, федеральное законодательство гарантирует бюджетному учреждению предоставление ему средств со стороны учредителя на содержание любого закрепленного за ним недвижимого имущества. Если на практике этого не происходит, значит, учредитель нарушает требования законодательства. Ведь собственником любого имущества бюджетного учреждения является его учредитель*(4) и он (по крайней мере, теоретически) не должен допускать ситуацию, когда из-за отсутствия у учреждения средств на содержание имущества оно рискует быть подверженным какому-либо ущербу.
Однако если учредитель все же не имеет возможности предоставить учреждению средства на содержание части имущества, то проблема на практике может решаться несколькими способами. Во-первых, используя пресловутый административный ресурс, учредитель может заставить руководителя учреждения тратить на содержание указанного имущества получаемые учреждением внебюджетные средства - формально это будет выглядеть как инициатива самого учреждения. Во-вторых, учредитель и учреждение могут согласовать сдачу имущества в аренду (если есть возможность). Наконец, обозначенное имущество может быть вообще изъято у учреждения и передано "в казну" или другому учреждению, подведомственному данному учредителю.
Учредитель |
/----------------\ /-----------------------------------------------------\
| Предоставляет | | Не предоставляет учреждению средства на содержание |
| учреждению | | части имущества |
| средства на | | |
| содержание | | |
| имущества | | |
\----------------/ \-----------------------------------------------------/
/------------------\ /-------------\ /----------------\
|Учреждение тратит | | Учреждение | | Имущество |
|на содержание свои| | сдает это | | изымается у |
| внебюджетные | | имущество в | | учреждения |
| средства | | аренду | | |
\------------------/ \-------------/ \----------------/
/--------------/ |
/--------------------\/------------------\
|Передается "в казну"||Передается другому|
\--------------------/| подведомственному|
| учреждению |
\------------------/
1 ноября 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Часть 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях).
*(2) Часть 7 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях.
*(3) Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (далее - Постановление N 640).
*(4) Часть 9 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"