Государственное бюджетное учреждение намерено взять в банке кредит на закупку оборудования, которое планируется использовать для оказания платных услуг. Правомерно ли это в принципе? Является ли заключение кредитного договора с банком закупкой? Если да, то положениями какого закона нужно руководствоваться при осуществлении такой закупки - Закона о контрактной системе или Закона N 223-ФЗ?
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города (Москва)
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 11, ноябрь 2016 г., с. 34-38.
Принципиальный вопрос о правомерности получения бюджетным учреждением банковского кредита рассматривался в предыдущей статье данного цикла - это правомерно при соблюдении определенных условий*(1).
Что касается вопроса, является ли заключение кредитного договора с банком закупкой, здесь можно сказать следующее. Закон о контрактной системе*(2) относит заключение такого договора к понятию "закупка"*(3). В Законе N 223-ФЗ*(4) аналогичных норм не содержится, однако, с точки зрения правового анализа, а также по мнению ФАС, заключение такого договора тоже является закупкой*(5).
Касательно вопроса о том, положения какого законодательства следует использовать при осуществлении подобной закупки, здесь все зависит от того, за счет каких средств учреждение планирует выплачивать банку проценты по кредиту и оплачивать иные услуги банка, связанные с предоставлением кредита.
Если эти средства не относятся к средствам, которые бюджетные учреждения вправе расходовать, применяя Закон N 223-ФЗ*(6), то закупку следует осуществлять в рамках Закона о контрактной системе. Если же планируется использовать именно такие средства (например, от оказания платных услуг), то закупку следует осуществлять в рамках Закона N 223-ФЗ в соответствии с положением о закупке бюджетного учреждения. Во втором случае, учитывая рамочный характер Закона N 223-ФЗ и специфику "покупки кредита", рекомендуем обратить внимание, регулируется ли данная закупка в положении о закупке учреждения, и если нет, то внести в положение необходимые дополнения.
Здесь нужно помнить, что у бюджетного учреждения имеются ограниченные возможности привлечь интерес банка для предоставления учреждению кредита. Это связано с тем, что собственник имущества бюджетного учреждения (учредитель) не несет ответственности по обязательствам учреждения (за исключением случаев причинения вреда гражданам). А имущества учреждения, которым оно может отвечать по своим обязательствам, вполне вероятно, будет недостаточно, чтобы использовать в качестве залога по кредиту - ведь таким имуществом не может быть недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением учредителем*(7). А потому следует ожидать, что на практике банки не станут конкурировать за такого заемщика, как бюджетное учреждение, а вот учреждение будет "бегать" за банками, как за кредиторами.
Следовательно, в положении о закупке лучше предусмотреть осуществление "закупки кредита" таким способом, чтобы у банков не возникало значительных административно-процедурных издержек и сложностей при участии в подобной закупке. К сложным в административно-процедурном плане способам закупки можно, в частности, отнести конкурс и аукцион. В принципе, если в положении о закупке установлена достаточно высокая ценовая граница, в рамках которой может проводиться закупка у единственного поставщика, и цена кредита укладывается в указанную границу, то заключение кредитного договора может быть осуществлено именно как такая закупка без всяких конкурентных процедур. Это - самый необременительный в процедурном плане вариант.
Примечание. Если в положении о закупке установлена высокая ценовая граница, в рамках которой может проводиться закупка у единственного поставщика, и цена кредита укладывается в эту границу, то заключение кредитного договора может пройти как закупка без конкурентных процедур.
Например, в положении о закупке Иркутского государственного медицинского университета установлено, что закупка у единственного поставщика может быть произведена, в числе прочего, когда сумма закупки не превышает 500 тыс. руб.*(8) Значит, если в соответствии с кредитным договором сумма кредита составляет, скажем, 1,5 млн. руб., а сумма процентов - 450 тыс. руб., то данное учреждение вправе заключить договор с единственным исполнителем.
Ничто не мешает бюджетному учреждению в своем положении о закупке прямо указать закупку финансовых услуг как один из случаев закупки у единственного поставщика. Если, например, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева" установило в своем положении о закупке, что у единственного поставщика закупаются продукты питания (хотя рынок этих продуктов сложно не назвать конкурентным)*(9), то почему ровно также нельзя "для упрощения жизни" внести в перечень неконкурентных закупок и закупку финансовых услуг. Автору не приходилось встречать данную норму в положениях о закупке бюджетных и автономных учреждений, но в положениях о закупке других "пользователей" Закона N 223-ФЗ, а именно - коммерческих организаций с государственным или муниципальным участием, эта норма встречается достаточно часто. Например, в положении о закупке ООО "Транснефть-Восток" (г. Братск, Иркутская область) закупка финансовых услуг отнесена именно к случаям закупки у единственного поставщика*(10).
Если же совсем без конкурентных процедур обойтись не получится (против может выступить учредитель бюджетного учреждения, который утверждает положение о закупке и вносимые в него изменения*(11)), рекомендуем стремиться к использованию упрощенных конкурентных способов закупки - например, запроса предложений.
Наконец, когда в положении о закупке бюджетного учреждения предусмотрено обязательное обеспечение исполнения договора, то следует исключить это требование в отношении кредитных договоров - в данном случае в таком обеспечении нет практического смысла, поскольку банк уже передает учреждению-заемщику свои денежные средства. Отметим, что в Законе о контрактной системе указанное требование тоже исключается в случае закупки услуг по предоставлению кредита (п. 2 ч. 8 ст. 96).
1 ноября 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью К.Г. Чагина "Практические аспекты деятельности бюджетных учреждений: вопросы и ответы", N 10, 2016.
*(2) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(3) Пункт 2 ч. 1.1 ст. 30, п. 2 ч. 8 ст. 96, ст. 111.2 Закона о контрактной системе.
*(4) Федеральный закон 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
*(5) См. материал информационно-правового портала "Гарант.ру" (www.garant.ru/consult/gpurchase/631856/) и Письмо ФАС РФ от 01.08.2014 N АД/30947/14.
*(6) Часть 2 ст. 15 Закона о контрактной системе.
*(7) Часть 5 ст. 123.20 ГК РФ.
*(8) Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.
*(9) См. материал информационно-правового портала "Гарант.ру" (www.garant.ru/consult/gpurchase/631856/) и Письмо ФАС РФ от 01.08.2014 N АД/30947/14.
*(10) См. материал информационно-правового портала "Гарант.ру" (www.garant.ru/consult/gpurchase/631856/) и Письмо ФАС РФ от 01.08.2014 N АД/30947/14.
*(11) Пункт 6 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"