В последнем квартале финансового года учредитель отказывается перечислять бюджетному учреждению последнюю часть субсидии на выполнение установленного государственного задания, ссылаясь на отсутствие средств в бюджете. При этом учредитель требует, чтобы задание было выполнено учреждением в установленном объеме. Правомерна ли такая позиция учредителя и что учреждению делать в данной ситуации?
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города (Москва)
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 11, ноябрь 2016 г., с. 38-40.
С точки зрения буквы закона описанная позиция учредителя неправомерна, поскольку согласно федеральному законодательству о некоммерческих организациях уменьшение объема субсидии, предоставленной бюджетному учреждению на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания*(1).
Поэтому в данном случае если у учредителя действительно возникли трудности с финансовым обеспечением выполнения государственного задания, то учредитель обязан внести в задание надлежащие изменения, уменьшив его объем. Отметим, что такая процедура должна быть предусмотрена в условиях и порядке формирования и финансового обеспечения выполнения бюджетными учреждениями государственного или муниципального задания, которые утверждаются соответственно Правительством РФ в отношении государственных федеральных бюджетных учреждений, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении государственных бюджетных учреждений субъекта РФ, местной администрацией - в отношении муниципальных бюджетных учреждений*(2).
Примечание. Объем субсидий бюджетному учреждению на выполнение госзадания уменьшается в течение срока его выполнения только при соответствующем изменении этого задания.
Так, в отношении федеральных бюджетных учреждений внесение изменений в задание предусмотрено путем формирования новой версии задания, хотя порядок осуществления указанной процедуры и не установлен*(3). А вот, например, в соответствующей нормативно-правовой базе г. Красноярска по этому поводу говорится уже больше - в частности, там установлено, что в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано муниципальное задание, а также изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города для финансового обеспечения выполнения муниципального задания, задание должно быть скорректировано в срок не более 10 рабочих дней после вступления в силу данных изменений*(4).
А потому учреждению следует вначале обратить внимание руководителя органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя, на вышеуказанные положения законодательства (а возможно, и на конкретные положения региональных или местных нормативных правовых актов), так сказать, в неформальном порядке, а если это не поможет, то незамедлительно обратиться к учредителю с официальным письмом. Данное официальное обращение необходимо для того, чтобы в случае невыполнения учреждением задания избежать возможного перекладывания проблемы "с больной головы на здоровую", иными словами, предъявления учредителем обвинений учреждению, что учреждение не могло выполнить задание в связи с нехваткой средств, но ничего по этому поводу не делало.
Однако на практике положение дел может быть совсем иным. Если у учреждения есть возможность выполнить установленное задание без части бюджетного финансирования за счет доходов от оказания платных услуг и учредитель знает об этом, то он может оказывать на руководителя учреждения неформальное административное давление, склоняя его именно к данному варианту и пользуясь тем, что учредитель является работодателем руководителя учреждения. И здесь перед руководителем может возникнуть проблема выбора - или быть принципиальным и идти, по сути, на конфликт с учредителем, или подчиниться его воле. Скорее всего, придется подчиниться из опасения вызвать у учредителя желание поменять руководителя на другого - менее принципиального и более уступчивого.
1 ноября 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Часть 3 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях.
*(2) Часть 7 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях.
*(3) Постановление N 640.
*(4) Постановление администрации г. Красноярска от 25.09.2015 N 601 "Об утверждении Положения о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и об оценке выполнения муниципального задания".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"