В прошлом году за счет субсидии, предоставленной бюджетному учреждению на цели, не сопряженные с выполнением муниципального задания, учреждение заключило договор на выполнение работ по капитальному ремонту своего помещения и перечислило аванс подрядчику. Подрядчик не смог выполнить работы и в связи с расторжением договора возвратил аванс учреждению в текущем году. Может ли учреждение в текущем году использовать данные средства как аванс другому подрядчику, гарантирующему выполнение аналогичных работ в следующем году, или нужно осуществить возврат данных средств в бюджет?
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города (Москва)
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 11, ноябрь 2016 г., с. 40-41.
Согласно федеральному законодательству не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в качестве субсидий на цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания, подлежат перечислению учреждениями в надлежащий бюджет, при этом указанные средства могут быть возвращены учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели по решению учредителя*(1).
Рассматриваемая в вопросе ситуация не совсем проста. С одной стороны, денежные средства были использованы учреждением в текущем финансовом году - перечислены поставщику услуг в виде аванса в соответствии с заключенным договором. Однако в конечном итоге в будущем (очередном) финансовом году они вновь поступили на счет учреждения, то есть, по сути, оказались неиспользованными и, следовательно, подлежат возвращению в бюджет.
Также, разбирая данную ситуацию, необходимо отметить, что при нарушении контрагентом бюджетного учреждения своих договорных обязательств могут иметь место случаи, когда контрагент возвращает учреждению не только полученный аванс, но и выплачивает определенную неустойку, предусмотренную договором. И здесь тоже возникает вопрос: что учреждению делать с этой неустойкой? Согласно бюджетному законодательству к неналоговым доходам бюджетов относятся "средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия"*(2). Однако в данном положении не указывается, кто применяет обозначенные меры - органы публичной власти и государственные (муниципальные) учреждения или только органы публичной власти. В связи с этим на практике бюджетным учреждениям приходится либо обращаться к своему учредителю с официальным запросом о том, что делать с полученными средствами (оставлять себе или зачислять в бюджет), либо сразу зачислять их в бюджет.
1 ноября 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Часть 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(2) Часть 3 ст. 41 БК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"