В 2015 г. республиканским бюджетным учреждением здравоохранения в рамках государственного задания оказывалась государственная услуга "N", расходы на оказание которой учитывались при определении размера субсидии на государственное задание. Государственное задание за 2015 г. выполнено в полном объеме, замечаний со стороны учредителя по качеству выполнения нет, кредиторская задолженность по виду финобеспечения 4 "Субсидии на выполнение государственного задания" отсутствует.
Начиная с 2016 г. услуга "N" исключена из государственного задания, а расходы на ее оказание возмещаются путем предоставления субсидии на иные цели, учитываемой на отдельном лицевом счете в территориальном органе Федерального казначейства.
Вправе ли учредитель изъять остаток субсидии прошлого года в рассматриваемой ситуации? Может ли остаток субсидии быть перечислен с лицевого счета бюджетного учреждения на отдельный лицевой счет для последующего осуществления расходов, связанных с оказанием услуги "N" в 2016 г.?
И. Сапетина,
эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 19, октябрь 2016 г., с. 38-40.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что в случае выполнения бюджетным учреждением государственного задания в полном объеме и с должным качеством у учредителя нет правовых оснований требовать от учреждения возврата остатка субсидии, являющейся финансовым обеспечением государственного задания в прошлом году.
Перечисление учреждением остатка (экономии) средств субсидии, предоставляемой в соответствии с абз. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на отдельный лицевой счет не в полной мере соответствует назначению отдельного лицевого счета и не позволит учреждению в дальнейшем осуществлять за счет указанных средств какие-либо расходы.
Обоснование. В соответствии с положениями ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной услуги (работы), не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения государственного (муниципального) задания, могут быть использованы в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых учреждение создано.
Иными словами, при выполнении определенных условий действующее законодательство, по сути, предоставляет бюджетным учреждениям возможность распоряжаться остатками средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания по собственному усмотрению.
Данные средства могут быть израсходованы даже в рамках приносящей доход деятельности. Главное, чтобы направления расходов соответствовали целям, ради которых учреждение создано (эти цели указываются в уставе учреждения).
Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации эти суммы не учитываются при налогообложении прибыли бюджетных и автономных учреждений (смотрите также письмо Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040). Если задание выполнено учреждением полностью, уменьшение субсидии в объеме неиспользованных остатков на начало очередного финансового года противоречит законодательству Российской Федерации (см. письмо Минфина России от 11.01.2013 N 02-13-10/28).
Таким образом, в случае выполнения бюджетным учреждением государственного задания у учредителя нет правовых оснований требовать от учреждения возврата остатка субсидии, являющейся финансовым обеспечением государственного задания в прошлом году.
При составлении Плана ФХД сумма остатка (экономии) средств субсидии на выполнение задания, не использованной в прошлом году, учитывается в составе остатка средств на начало периода по виду деятельности "4". Соответственно, все операции, осуществляемые за счет указанных средств, необходимо отражать в учете с использованием кода вида деятельности "4" (даже если средства расходуются в рамках приносящей доход деятельности).
В случае если учреждением будет принято решение о направлении средств остатка субсидии, являющейся финансовым обеспечением государственного задания в прошлом году, на оказание услуг, финансовым обеспечением оказания которых являются субсидии на иные цели, у учреждения нет оснований для перечисления денежных средств с лицевого счета бюджетного учреждения (код лицевого счета 20) на отдельный лицевой счет (код лицевого счета 21).
Согласно ч. 8 ст. 30 Закона N 83-ФЗ отдельный лицевой счет бюджетного учреждения (код лицевого счета 21) предназначен для учета операций со средствами:
- субсидий на иные цели, предоставляемых в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ;
- субсидий на осуществление капвложений, предоставляемых в соответствии со ст. 78.2 БК РФ.
По общему правилу на отдельный лицевой счет зачисляются только средства ранее названных субсидий, перечисленные органом-учредителем, а также суммы, поступающие в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках исполнения субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капитальных вложений.
Таким образом, перечисление учреждением остатка (экономии) средств субсидии, предоставляемой в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, на отдельный лицевой счет не в полной мере соответствует назначению отдельного лицевого счета и не позволит обеспечить корректное формирование бухгалтерской отчетности.
В рассматриваемой ситуации перечисление учреждением на отдельный лицевой счет бюджетного учреждения средств, учет операций с которыми осуществляется на ином лицевом счете, не может рассматриваться ни в качестве восстановления расходов (возврата дебиторской задолженности прошлых лет) по виду финансового обеспечения 5 "Субсидии на иные цели", ни в качестве поступления доходов.
Кроме того, при оплате денежных обязательств учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, включая остатки целевых субсидий, предоставленных в прошлые годы, осуществляется санкционирование (ч. 16 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, п. 12 Требований к Плану ФХД государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н, далее - Требования N 81н).
Согласно п. 8 Порядка санкционирования расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, утвержденного приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н (далее - Порядок N 72н), для осуществления санкционирования в территориальный орган Федерального казначейства учреждение представляет Сведения об операциях с целевыми субсидиями (форма 0501016), утвержденные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с положениями п. 13 Требований N 81н.
Формирование объемов планируемых выплат, указанных в Сведениях об операциях с целевыми субсидиями (форма 0501016), осуществляется в соответствии с нормативным (муниципальным) правовым актом, устанавливающим порядок предоставления целевой субсидии из соответствующего бюджета (абз. 15 п. 13 Требований N 81н).
Соответственно, перечислив не использованный в прошлом году остаток субсидии на государственное задание на отдельный лицевой счет, учреждение лишит себя возможности осуществления каких-либо расходов за счет этих средств.
К сведению: действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают специального порядка учета расходов, осуществляемых за счет экономии субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, образовавшейся по итогам финансового года.
Соответственно, такой порядок необходимо определить при формировании учетной политики бюджетного учреждения.
Желательно организовать обособленный учет всех операций, осуществляемых с остатками (экономией) средств субсидии. Такой учет должен обеспечивать получение информации об общей сумме экономии в разрезе запланированных направлений расходов, а также о фактическом исполнении плана (сметы) по расходованию сэкономленных средств.
Например, обособленный учет может быть организован:
- на специальных аналитических счетах, открытых к счетам по санкционированию расходов и к забалансовым счетам;
- на специальном забалансовом счете;
- в специальных регистрах (книгах, журналах), которые ведутся не в бухгалтерии, а в ином уполномоченном структурном подразделении учреждения.
18 октября 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).