Молодого человека, осуществляющего уход за пожилым человеком старше 80 лет, призвали на воинскую службу. Орган ПФР в результате межведомственного взаимодействия выяснил, что молодому человеку (внук), ухаживающему за лицом, достигшим 80 лет (бабушкой), была установлена соответствующая компенсационная выплата. Денежными средствами по уходу за пожилым человеком пользовалась бабушка, а не внук. В это же время он получал пособие по безработице, а впоследствии был призван в ряды Вооруженных сил РФ, однако выплаты продолжали производиться. В результате этого образовалась переплата, орган ПФР направил молодому человеку уведомление о добровольной уплате суммы переплаты. Молодой человек не предупредил ПФР о том, что он прекратил осуществлять уход, пенсионерка также не желает подавать заявление и отказываться от получения компенсации. ПФР продолжает начислять компенсационные средства пенсионерке.
Будет ли этот период засчитан как период переплаты? Как молодому человеку будучи военнослужащим подать заявление о прекращении выплат?
В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Порядок осуществления компенсационных выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 N 343 (далее - Правила).
В соответствии с п. 9 Правил осуществление компенсационной выплаты прекращается в частности, в случаях:
- прекращения осуществления ухода лицом, осуществлявшим уход, подтвержденное заявлением нетрудоспособного гражданина (законного представителя) и (или) актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии (пп. "б" п. 9 Правил);
- назначения лицу, осуществляющему уход, пособия по безработице (пп. "г" п. 9 Правил).
Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Извещение о наступлении указанных обстоятельств может быть представлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (п. 10 Правил).
Таким образом, молодой человек в случае получения пособия по безработице либо прекращения фактического ухода за бабушкой, достигшей возраста 80 лет, обязан был в течение 5 дней сообщить в территориальный орган ПФР о наступлении данных обстоятельств. Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по осуществлению компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.04.2016 N 166н, установлена форма извещения о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты (далее - извещение).
В рассматриваемой ситуации молодой человек является военнослужащим, поэтому ему необходимо отправить извещение в территориальный орган ПФР по почте либо через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Отметим, что согласно ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
В том случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 Закона N 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 28 Закона N 400).
Поскольку в рассматриваемой ситуации ни молодой человек, ни пенсионер не сообщили в территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, территориальный орган ПФР имеет право обратиться в суд о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты.
Анализ судебной практики по делам о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты показывает, что взыскание неосновательного обогащения должно производиться с того лица, которое фактически получало и пользовалось компенсационной выплатой в отсутствие предусмотренных законных оснований (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 05.04.2016 по делу N 33-1917/2016; апелляционное определение СК по гражданским делам Новосибирского областного суда от 17.09.2015 по делу N 33-7339/2015).
По нашему мнению, ввиду того, что компенсационной выплатой в данном случае распоряжался сам пенсионер, по уходу за которым она назначена, т.е. бабушка, а не молодой человек, полагаем, что территориальный орган ПФР должен взыскивать незаконно полученную компенсационную выплату непосредственно с пенсионера (бабушки).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
26 октября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.