В июле 2016 года страхователем была обнаружена ошибка в формах СЗВ-М за апрель и май 2016 года, которые были отправлены в срок (до 10-го числа): в список попал не работающий в организации на тот момент сотрудник. Отменяющие формы СЗВ-М были поданы 4 июля 2016 года. ПФР хочет привлечь организацию к ответственности (после получения отменяющих форм СЗВ-М) в части сведений, представленных за апрель и май 2016 года. ПФР выслал акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений к нему применяют финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица*(1).
Правомерно ли привлечение к ответственности?
Ответ подготовил:
С. Арыков,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа:
М. Золотых,
рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Журнал "Актуальная бухгалтерия", N 12, декабрь 2016 г., с. 87-89.
Страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры ГПХ) следующие сведения*(2):
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика.
Такие сведения представляют по форме СЗВ-М *(3).
Введение СЗВ-М связано с отменой индексации пенсий работающим пенсионерам*(4). Целью представления отчетности по форме СЗВ-М является ежемесячное уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности*(5).
Вместе с тем представлять СЗВ-М необходимо по всем работникам независимо от их возраста (то есть в том числе и на лиц, уже являющихся пенсионерами) и наличия у них права на пенсию.
В отменяющей форме СЗВ-М, подаваемой с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, в Разделе 3 "Тип формы (код)" указывают код "отмн".
За непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к такому страхователю применяют финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица*(6). Взыскание указанной суммы производят органы ПФР*(7).
В рассматриваемой ситуации ошибки были выявлены страхователем и исправлены до момента обнаружениях их ПФР.
Формально в рассматриваемой ситуации страхователь совершил правонарушение, за которое предусмотрена ответственность*(8). Отметим, что данная норма не предусматривает освобождение страхователя от ответственности в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены в ПФР уточненные сведения до момента, когда страхователь узнал об обнаружении ПФР недостоверности представленных им сведений.
Следует отметить, что в отношении схожей ситуации ПФР указал, что формальный подход к наложению штрафа недопустим*(9). Если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если он в двухнедельный срок исправил обнаруженные Фондом ошибки, то ПФР считает возможным не применять финансовые санкции*(10). Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений персонифицированного учета органами ПФР, а также поможет снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и Фондом, сможет послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.
Приведенного выше подхода ПФР поддерживаются и суды*(11). Первоначально суд отмечал, что своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные обществом, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством*(12). В случае обнаружения ошибок в представленных формах документов персонифицированного учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений*(13). При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки ПФР направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений*(14). Компания в двухнедельный срок после получения уведомления об устранении имеющихся расхождений представляет уточненные данные.
Если в установленный срок не устранены расхождения, Фонд принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее семи дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
На наш взгляд, приведенный выше подход, касающийся неприменения финансовых санкций, может быть использован и в отношении вопроса о привлечении к ответственности в рассматриваемом случае, как к сходным правоотношениям*(15).
О возможности использования такого подхода применительно к СЗВ-М свидетельствует также информация, размещенная на сайте ПФР*(16). Управляющий отделением ПФР по Вологодской области Василий Жидков указал, что ПФР проводит ежедневный мониторинг обработки отчетности по форме СЗВ-М и отслеживает все случаи формирования некорректных, отрицательных протоколов, а также случаи отсутствия сформированных протоколов в информационной системе. Опоздание протокола проверки для страхователя не представляет никакой опасности, поскольку даже в случае обнаружения ошибок в представленной отчетности страхователь может исправить форму СЗВ-М в течение двух недель после того, как Фонд уведомит его об ошибках. Если страхователь внесет исправления в отчетность в течение двух недель, штрафные санкции со стороны Пенсионного фонда применяться не будут.
С учетом изложенного выше мы считаем возможным для организации настаивать на неприменении финансовых санкций*(17) в случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибки и представил отменяющие СЗВ-М, а также если он в двухнедельный срок исправил обнаруженные ошибки. В данном случае это также позволит стимулировать заинтересованность фирм в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и Фондом. Дополнительным, но не определяющим аргументом в пользу страхователя может также являться то, что если лицо, о котором сведения ошибочно включены в СЗВ-М, не является пенсионером, то отсутствуют лица, на которых могла негативно сказаться его ошибка.
1 декабря 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ)
*(2) п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ
*(3) пп. 2.2, 4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ; утв. пост. Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п
*(4) ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (далее - Закон N 400-ФЗ)
*(5) ч. 4 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ
*(6) п. 2.2 ст. 11, ч. 4 ст. 17 Закона N 27-ФЗ
*(7) ст. 19, 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)
*(8) ч. 4 ст. 17 Закона N 27-ФЗ
*(9) письмо ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379
*(10) ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ
*(11) определение ВАС РФ от 25.02.2013 N ВАС-1338/13
*(12) определение ВС РФ от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805
*(13) п. 34 Инструкции, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н)
*(14) п. 41 Инструкции N 987н
*(15) письмо ПФР от 07.04.2016 N 09-19/4844
*(16) http://www.pfrf.ru/branches/vologda/news~2016/08/03/117485
*(17) ч. 4 ст. 17 Закона N 27-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.