Инновационная деятельность по законодательству Российской Федерации
Р.Б. Михайлов,
аспирант Воронежского экономико-правового института
Журнал "Законодательство", N 7, июль 2016 г., с. 24-29.
Переход российской экономики на инновационный путь развития является одним из основных заявленных приоритетов государственной экономической политики. Для реализации поставленной задачи была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.*(1), которой предусмотрено повышение доли инновационного сектора в ВВП с 10,9% в 2007 г. до 18% в 2020 г.
В юридическом словаре в качестве инновационной деятельности признается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, а также доведение новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке. В данные понятия входят:
1) организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобретений, ноу-хау, научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков;
2) проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий, патентно-лицензионная деятельность*(2).
Включение результатов творчества и прав на них в хозяйственный оборот привело к необходимости их правового регулирования, что, в свою очередь, породило проблему установления их правовой природы*(3).
Эта проблема вызвала дискуссию, не законченную до настоящего момента и породившую ряд противоречивых мнений, объясняющих сущность прав на результаты интеллектуальной деятельности*(4).
Дореволюционное русское гражданское право признавало все подобные правоотношения не самостоятельными, а входящими в состав вещных прав, рассматривало их как особый вид права собственности*(5).
Современные исследователи отмечают, что существует большое количество расхождений между существенными чертами прав на нематериальный объект и конструкцией права собственности. В силу этого права на нематериальные объекты могут быть признаны самостоятельной группой прав*(6).
В статьях 8 и 34 Конституции РФ говорится о свободе экономической, предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Как известно, норма права имеет одноотраслевой характер, т.е. направлена на регулирование однородных общественных отношений. Значит, инновационная деятельность должна характеризоваться с гражданско-правовых позиций.
Согласно ст. 2 ГК РФ предметом гражданского права являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения по защите неотчуждаемых прав и свобод человека (или материальных благ), основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Следует задаться вопросом о том, допустимо ли рассматривать инновационную деятельность через призму имущественных отношений. Основная масса гражданско-правовых норм, содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах, сосредоточена на регулировании имущественных отношений. Отношения и называются имущественными, поскольку они связаны с имуществом, работами и услугами, которые могут быть оценены в денежном эквиваленте.
В учебнике гражданского права под редакцией В.П. Мозолина сказано, что "не все имущественные отношения регулируются гражданским правом. Для того чтобы быть предметом гражданского права, имущественные отношения должны быть основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников или относиться к категории реституционных отношений"*(7).
Инновационная деятельность затрагивает личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (п. 1 ст. 2 ГК РФ), т.е. речь идет об отношениях нематериального характера, возникающих в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности в различных сферах жизнедеятельности общества и государства (например, о праве автора на имя, праве автора на вознаграждение и т.д.).
Однако О.Н. Садиков утверждает, что основным предметом гражданского права, определяющим его природу, назначение и правовые особенности, являются имущественные отношения рынка, которые в законодательстве и литературе именуются также коммерческими, предпринимательскими и хозяйственными*(8).
Разграничить имущественные и личные неимущественные отношения не всегда возможно. Определенные отношения, традиционно рассматриваемые в юридической литературе как личные неимущественные, могут иметь тесную связь с имуществом, а юридическая квалификация их в качестве неимущественных будет неверной.
Существующие правила поведения в правовом регулировании экономики создают препятствия на пути развития системы правового регулирования инновационной деятельности, вызванные сложностью принимаемых законов и иных нормативных правовых актов разного уровня. Это привело к тому, что инновационная деятельность, не получив правовой регламентации, оказалась за рамками гражданского права.
Сложившиеся в юридической литературе представления об инновационной деятельности не позволяют в достаточной мере отразить новые явления, складывающиеся как в экономике, так и в праве, несмотря на попытки законодательного закрепления инновационной деятельности в федеральных и региональных законах.
В статье 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ (действует в редакции от 13 июля 2015 г.) "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон о науке и государственной научно-технической политике) под инновационной деятельностью понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.
Понятие "инновационная деятельность" в субъектах Российской Федерации толкуется по-разному. Приведем лишь некоторые дефиниции:
1) "инновационная деятельность - это определенный вид деятельности, направленный на реализацию научной и (или) научно-технической продукции, результатов экспериментальных разработок либо иных научно-технических достижений"*(9);
2) "инновационная деятельность - это процесс по созданию, освоению или практическому применению новой усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса"*(10);
3) "инновационная деятельность - это выполнение работ или оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса"*(11);
4) "инновационная деятельность - это процесс, направленный на обеспечение интенсивного и расширенного воспроизводства результатов интеллектуальной деятельности и их вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот для создания и реализации нового или усовершенствованного продукта (технологий, товаров, продуктов), включая связанную с этим процессом подготовку (переподготовку) специализированных кадров, путем обеспечения необходимыми материальными, финансовыми, интеллектуальными, информационными и иными ресурсами; деятельность юридических и физических лиц считается инновационной при условии использования в этой деятельности объекта интеллектуальной собственности, обеспеченного охранными документами"*(12);
5) "инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности"*(13).
Статья 2 Закона о науке и государственной научно-технической политике содержит также определения научной и научно-технической деятельности. Согласно этой норме научная деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе на фундаментальные, прикладные и поисковые научные исследования. Научно-техническая деятельность - это деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, на обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Инновационная деятельность основывается на достижениях научной и научно-технической деятельности, однако направлена на достижение иного результата, и ее следует считать логическим продолжением научной и научно-технической деятельности. Подобное разграничение не приведет к противопоставлению инновационной и иных упомянутых видов деятельности.
С точки зрения Г.Г. Тускаева, инновационная деятельность - это создание и организация производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); это внедрение и применение новых или модернизация существующих способов (технологий) производства; это также создание, внедрение и применение продукции в научно-технологических и иных процессах, коммерциализация результатов научных исследований, результатов интеллектуальной и творческой деятельности, иных разработок. То есть это деятельность, имеющая целью обеспечить экономию затрат или создать условия для такой экономии, выпуск на рынок конкурентоспособных товаров и услуг, реализуемых как на внутреннем, так и на внешнем рынках*(14).
В.Н. Ткачев справедливо указывает, что "инновационную деятельность можно определить как процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, других научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки"*(15).
Некоторые исследователи рассматривают иную конструкцию общественных отношений, входящих в сферу инновационной деятельности. Так, предлагается объединить под общим началом научную, научно-техническую и инвестиционную деятельность*(16).
В судебной практике известно немало гражданских дел, в которых инновационная деятельность объединяется с промышленной в целях получения бюджетных средств в форме субсидий*(17).
В.Г. Зинов является сторонником подхода, согласно которому инновационная деятельность должна рассматриваться только как экономическая категория и как "систематический процесс воспроизводства знаний, включающий создание, освоение, распространение и реализацию новых знаний". Сущность инноваций в понимании автора состоит в приращении к существующему массиву знаний, влекущем за собой изменения в действующей технологии и управлении деятельностью и приносящем экономическую выгоду*(18).
Таким образом, основу инновационной деятельности составляют знания и технологии. Поэтому определение термина "инновационная деятельность" должно охватывать: 1) "воспроизводство знаний, включающее создание, освоение, распространение и реализацию новых знаний", отражающее сущность такого вида деятельности, а также 2) действия субъекта как титульного собственника на имущество.
О.А. Худокормова полагает, что "в узком смысле инновационная деятельность - это деятельность, направленная на получение новых научно-технических знаний и их реализацию в производственной сфере с целью создания конкурентоспособного товара"*(19). Однако такой подход можно трактовать с точки зрения о том, что инновационная деятельность нужна не для получения инновации, а для выработки и реализации инновационного проекта.
Судебная практика богата делами, в которых отражается правовая регламентация общественных отношений, возникающих в сфере инновационной деятельности. Это те дела, которые затрагивают использование результатов интеллектуальной деятельности.
Так, согласно постановлению Суда по интеллектуальным правам от 5 мая 2014 г. N С01-262/2014 г. по делу N А53-31098/2012 г. в реализуемой первым ответчиком продукции, которую производит второй ответчик, по мнению истца, незаконно используются технические решения, защищенные принадлежащими истцу патентами. Суд пришел к выводу о том, что необходимо установить совокупность существенных признаков полезных моделей по патентам истца и второго ответчика и их влияние на достижение заявленного технического результата.
Сложность проблем, связанных с инновационной деятельностью, объясняется тем, что науке гражданского права неизвестно понятие предмета правового регулирования, выраженного в виде совокупности общественных отношений, различных по характеру и содержанию, и обладающего особой системой правового регулирования.
Т.А. Михайлиди предлагает при определении инновационной деятельности использовать особый подход, а именно широкое толкование, в которое следует включить все факторы инновационной деятельности. Это формирование государственной политики в сфере инноваций, конституционно-правовое (государственно-правовое) закрепление с учетом территориальной организации нашей страны, целевая деятельность органов публичной власти и государственно-организованных научных центров, статус и задачи специальных государственных или действующих под эгидой государства инновационных центров, пути и методы подготовки граждан к инновационному поведению, что означает не только наличие специального образования, но и умение реализовать свой инновационный продукт, защитить свои права. Необходима также организация отношений "государство - личность" в связи с обеспечением интересов сторон, безопасности государства в процессе инновационной деятельности*(20).
Однако с такой позицией толкования инновационной деятельности трудно согласиться, поскольку перечисленные факторы не представляется возможным рассматривать как признаки, характеризующие сущность инновационной деятельности. К тому же эти факторы имеют распорядительный характер в отношении формирования ограниченного субъектного состава и органов власти, способствующих развитию инновационной деятельности. В конечном итоге это составляет основы государственной инновационной политики. Термины "инновация" и "инновационная деятельность" не следует представлять с конституционно-правовой позиции, это ставит инновацию в зависимость от предмета регулирования, который ограничен сферой общественных отношений. Включение в инновационную деятельность "путей и методов подготовки граждан к инновационному поведению" (подразумевающих не только специальное образование, но и умение реализовать свой инновационный продукт, защитить свои права) сомнительно в силу того, что такие факторы больше похожи на показатели эффективности внедрения результатов инновационной деятельности, в отличие от гражданско-правовых критериев.
При разработке определения инновационной деятельности к числу его гражданско-правовых составляющих следует отнести:
1) предмет правового регулирования отношений. Соответственно инновационная деятельность должна признаваться видом деятельности, содержащим имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, которые отвечают предмету гражданского права. Таким образом, инновационную деятельность требуется включить в ст. 2 Гражданского кодекса РФ;
2) содержание объекта правоотношений, выраженного в виде результата инновационной деятельности (инновации);
3) особый состав субъектов гражданского права, участвующих в инновационной деятельности;
4) выражение инновации в объективной форме, позволяющей субъектам инновационной деятельности обладать имущественными и личными неимущественными правами;
5) источники финансирования инновационной деятельности, т.е. средства для ее осуществления, а также форма предоставления таких средств (например, собственные, заемные банковские или государственные средства, кредиты, займы, привлеченные инвестиционные средства, средства, полученные от государства в форме грантов, премий, дотаций)*(21);
6) роль государства в регулировании правового положения инновационной деятельности в лице государственных органов в форме законодательного обеспечения прав и обязанностей участников и субъектов инновационной деятельности; участие Российской Федерации, субъектов федерации и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками - гражданами и юридическими лицами.
В результате проведенного исследования можно прийти к выводу о том, что инновационная деятельность - это отдельный вид деятельности, правовое регулирование которого направлено на обеспечение участия субъектов гражданских правоотношений в целях защиты прав, свобод и законных интересов участников инновационных отношений и который выражен в виде комплекса юридических действий по созданию объекта гражданских прав.
Список литературы
1. Агафонова Н.Н., Артеменков С.В., Безбах В.В. и др. Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Отв. ред. В.П. Мозолин. М., 2014. Т. 1.
2. Белицкая А.В. Инновации и инновационная деятельность: проблема определения и правового закрепления // Предпринимательское право. 2011. N 3.
3. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2007.
4. Дельцова Н.В. Природа прав на результаты интеллектуальной деятельности // Актуальные проблемы правоведения. 2003. N 3.
5. Ефимцева Т.В. К вопросу о соотношении инновационного права и гражданского права // Российская юстиция. 2014. N 5.
6. Зинов В.Г. Развитие системы профессиональной переподготовки для повышения эффективности инновационной деятельности: теория и практика: Автореф. дис. ... докт. экон. наук. М., 2005.
7. Михайлиди Т.А. К вопросу о необходимости принятия закона об инновационной деятельности на федеральном уровне (конституционно-правовой аспект) // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 10.
8. Гражданское право: Учебник / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2006. Т. 1.
9. Ткачев В.Н. К вопросу о нормативно-правовом регулировании инновационной деятельности в Российской Федерации // Законодательство. 2011. N 5.
10. Тускаев Г.Г. Правовое регулирование инновационной предпринимательской деятельности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
11. Худокормова О.И. Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
12. Худокормова О.И. Объекты инновационной деятельности // Предпринимательское право. 2010. N 2.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // СПС "Гарант".
*(2) Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2007.
*(3) Белицкая А.В. Инновации и инновационная деятельность: проблема определения и правового закрепления // Предпринимательское право. 2011. N 3. С. 11-14.
*(4) Худокормова О.И. Объекты инновационной деятельности // Предпринимательское право. 2010. N 2. С. 39-41.
*(5) Ефимцева Т.В. К вопросу о соотношении инновационного права и гражданского права // Российская юстиция. 2014. N 5. С. 63-65.
*(6) Дельцова Н.В. Природа прав на результаты интеллектуальной деятельности // Актуальные проблемы правоведения. 2003. N 3. С. 149-152.
*(7) Агафонова Н.Н., Артеменков С.В., Безбах В.В. и др. Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Отв. ред. В.П. Мозолин. М., 2014. Т. 1. С. 14.
*(8) Садиков О.Н. Гражданское право: Учебник / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2006. Т. 1. С. 2.
*(9) Смоленская газета. 2003. 17 июля.
*(10) Кабардино-Балкарская правда. 2002. 3 июля.
*(11) Новый мир. 2000. 18 апреля.
*(12) Нижегородские новости. 2003. 24 сентября.
*(13) Коммуна. 2003. 20 декабря.
*(14) Тускаев Г.Г. Правовое регулирование инновационной предпринимательской деятельности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 19-20.
*(15) Ткачев В.Н. К вопросу о нормативно-правовом регулировании инновационной деятельности в Российской Федерации // Законодательство. 2011. N 5. С. 21-30.
*(16) См.: Белицкая А.В. Указ. соч. С. 11-14.
*(17) См., напр.: постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2014 г. N 09АП-27302/2014 по делу N А40-115249/2013.
*(18) Зинов В.Г. Развитие системы профессиональной переподготовки для повышения эффективности инновационной деятельности: теория и практика: Автореф. дис. ... докт. экон. наук. М., 2005. С. 18.
*(19) Худокормова О.И. Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 25.
*(20) Михайлиди Т.А. К вопросу о необходимости принятия закона об инновационной деятельности на федеральном уровне (конституционно-правовой аспект) // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 10. С. 63-67.
*(21) См., напр.: постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 мая 2014 г. по делу N А13-6442/2013 о взыскании денежных средств, выделенных в соответствии с договором о предоставлении инновационного гранта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Михайлов Р.Б. Инновационная деятельность по законодательству Российской Федерации
Mikhaylov R.B. Innovative activity in Russian law
Р.Б. Михайлов - аспирант Воронежского экономико-правового института
R.B. Mikhaylov - Postgraduate Voronezh Institute of Economics and Law
Рассматриваются некоторые особенности правового положения инновационной деятельности в рамках гражданского законодательства Российской Федерации. На основании сравнительного анализа научно-исследовательской и научно-технической деятельности автор выявляет причины, осложняющие выработку единого понятия "инновационная деятельность" применительно к предмету гражданского права. Предлагаются критерии, позволяющие отграничить инновационную деятельность от научно-исследовательской и научно-технической, а также авторский вариант толкования инновационной деятельности.
The author discusses some features of legal regulation of innovative activity within Russian civil law. The analysis of pertinent research and developments shed light on the scholarly dispute regarding a single and clear definition of 'innovative activity' as civil law notion. The author suggests criteria which will help to distinguish innovative activity from such activities as research and technological development. The author also shares his view on interpreting the notion of innovative activity.
Ключевые слова: инновационная деятельность; инновация; научно-исследовательская; научно-техническая деятельность; результат интеллектуальной деятельности
Keywords: Innovative activity; innovation; research; technical development; result of intellectual activity
Инновационная деятельность по законодательству Российской Федерации
Автор
Р.Б. Михайлов - аспирант Воронежского экономико-правового института
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2016, N 7