Изделия из меха были ввезены на территорию РФ и проданы комиссионером конечным покупателям до 12.08.2016, то есть до вступления в силу Соглашения о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха"*(1) (далее - Соглашение) (соответственно, изделия из меха промаркированы не были). Собственником товаров до их продажи конечным покупателям являлся комитент.
Розничный покупатель вернул меховое изделие в магазин. Каковы дальнейшие действия продавца (комиссионера) по соблюдению им законодательства о маркировке изделий из меха?
М.С. Звягинцева,
эксперт журнала "Торговля: бухгалтерский
учет и налогообложение"
Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2016 г., с. 12-15.
Комиссионер при возврате ему товара, проданного до вступления в силу Соглашения (12.08.2016), вне зависимости от оснований такого возврата обязан передать данный товар собственнику (комитенту) для осуществления тем соответствующей маркировки. При этом производить транспортировку товара до комитента необходимо с приложением к товаросопроводительным документам документа, подтверждающего факт возврата товара потребителем комиссионеру.
Обоснование. Правила реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.08.2016 N 787 (вступили в силу 12.08.2016).
В соответствии с п. 3 названных правил под оборотом товаров понимается хранение, транспортировка, производство, ввоз в РФ, приобретение и реализация товаров на территории РФ. Таким образом, начиная с 12.08.2016 любые из перечисленных действий в отношении меховых изделий должны осуществляться согласно Правилам.
Разделом V Правил определен порядок маркировки остатков товаров, не реализованных по состоянию на дату вступления в силу Соглашения. В частности, участники оборота товаров, имеющие по состоянию на 12.08.2016 нереализованные товары, обязаны в течение 80 рабочих дней осуществить их маркировку контрольными (идентификационными) знаками (КИЗ) и представить необходимые сведения в информационный ресурс маркировки (ИР маркировки). Однако, поскольку на указанную дату товар был продан и у продавца (комиссионера) и собственника товара (комитента) на учете не отражался, данное положение Правил не применяется.
Не применяется также в рассматриваемом случае положение п. 15 Правил (о действиях продавца при возврате покупателем товаров, приобретенных им через розничную торговую сеть), поскольку в этой норме говорится о возврате уже маркированных ранее товарах (о которых есть информация в ИР маркировки).
Следовательно, спорный товар подлежит маркировке КИЗ, предназначенными для маркировки товаров, ввезенных на территорию РФ, поставленных на учет и вводимых в оборот после вступления в силу Соглашения (Письмо ФНС РФ от 19.10.2016 N ГД-4-19/19741@).
На основании пп. "в" п. 14 Правил участники оборота товаров, получающие товары от других участников оборота в рамках договоров комиссии и (или) агентских договоров, проверяют наличие и достоверность сведений о КИЗ, нанесенных на маркированный товар, в ИР маркировки и представляют сведения в названный ресурс о принятом маркированном товаре в течение трех рабочих дней со дня получения маркированного товара, но до предложения данных товаров для реализации. Исходя из этой нормы обязанность маркировать товар лежит на собственнике товара, то есть на комитенте.
Таким образом, комиссионер изделие из меха, возвращенное розничным покупателем, должен передать его собственнику (комитенту) для осуществления маркировки. При этом надо учитывать, что транспортировка товаров из меха входит в понятие "оборот товаров". Вместе с тем в п. 2 Правил среди случаев-исключений, на которые действие Правил не распространяется, поименован следующий: "транспортировка и хранение товаров, приобретенных в рамках розничной торговли и возвращенных продавцам покупателями, осуществляемые в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при условии наличия документов, подтверждающих возврат товаров". Иными словами, осуществлять транспортировку немаркированного товара до комитента возможно, при этом к товаросопроводительным документам необходимо приложить документ, подтверждающий факт возврата товара потребителем комиссионеру.
Подпунктом "б" п. 14 Правил предусмотрено, что участники оборота товаров, передающие товары другим участникам оборота товаров в рамках договоров комиссии и (или) агентских договоров, представляют соответствующие сведения в ИР маркировки, в том числе реквизиты документа, подтверждающего перемещение товара. Указанные сведения должны быть представлены в течение трех рабочих дней со дня отгрузки маркированного товара. В рассматриваемой ситуации комиссионер совершает операцию по передаче товара другому участнику оборота товаров (комитенту) в рамках договоров комиссии, а следовательно, по мнению налоговиков, он обязан представить соответствующие сведения в ИР маркировки (см. Письмо N ГД-4-19/19741@). Документом, подтверждающим перемещение товара, будет являться первичный документ на возврат поставщику (комитенту).
Нам такой вывод ФНС кажется сомнительным, поскольку в данной норме речь идет о маркированном товаре, в рассматриваемом же случае товар не промаркирован.
Для справки. ФНС обращает внимание, что при осуществлении комитентом маркировки описанных товаров соответствующие сведения представляются в ИР маркировки в разделе "Возврат".
1 ноября 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Заключено в г. Гродно 08.09.2016.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"