Просим привести разъяснения по следующим вопросам:
1) по какому коду вида расходов нужно оплачивать приобретение медикаментов, оборудования, поступивших в родильное отделение, за счет средств родовых сертификатов;
2) по каким кодам вида расходов и КОСГУ следует производить оплату аптеке по счетам, предъявленным за выданные по рецептам врачей медикаменты женщинам в период беременности, за счет средств родовых сертификатов;
3) по какому коду вида расходов надо производить оплату услуг узких специалистов (врачей) по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни по договору с другим лечебным учреждением за счет средств родовых сертификатов?
М. Зарипова,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2016 г., с. 69-71.
Правила финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1233 (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил территориальный орган ФСС перечисляет средства на оплату услуг медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую соответствующие работы (услуги) на основании заключенного договора.
В пункте 8 Правил указаны направления расходования средств, получаемых на оплату родовых сертификатов. В частности, данные средства расходуются медицинскими организациями, в которых оказывается амбулаторная помощь женщинам в период беременности:
- на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала (в размере 35-45% указанных средств в зависимости от качества оказанной медицинской помощи в соответствии с критериями, утверждаемыми Минздравом);
- на обеспечение медикаментами женщин в период беременности (в размере 20-33% средств);
- на оснащение организаций медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и медицинскими изделиями.
Аналогичные положения приведены в Порядке N 72н*(1).
В соответствии с Указаниями N 65н*(2) расходы бюджетного учреждения здравоохранения на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд отражаются по коду вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" в увязке с подстатьями (статьями) КОСГУ в зависимости от экономического содержания заключенного договора. Так, на статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" и 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ относятся расходы на оплату договоров на приобретение объектов, относящихся к материальным запасам и основным средствам. Следовательно, если медицинская организация для своего оснащения закупает медикаменты и медицинское оборудование, она отражает данные расходы по коду вида расходов 244 в увязке со статьями 340 и 310 КОСГУ. При этом согласно Указаниям N 65н применение того или иного кода вида расходов не поставлено в зависимость от кода вида финансового обеспечения. Значит, приобретение медикаментов и медицинского оборудования за счет средств, полученных по родовым сертификатам, будет отражаться по данному коду вида расходов.
Далее рассмотрим ситуацию, когда медицинское учреждение закупает за счет средств родовых сертификатов медикаменты для обеспечения ими женщин в период беременности, а также оплачивает услуги по предоставлению консультаций узких специалистов (врачей) при их отсутствии в учреждении здравоохранения.
В данном случае услуги (товары) оказываются (закупаются) не для деятельности медицинской организации, а для конкретных пациенток. Похожая ситуация была рассмотрена в Письме ФСС РФ от 22.09.2016 N 02-11-08/04-09-3828П (по обеспечению инвалидов средствами реабилитации). В нем чиновники фонда обратили внимание на следующее. Получателем товара является гражданин, имеющий направление на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с законодательством РФ. Региональное отделение ФСС не признается покупателем товара в соответствии с предметом контракта, а оплачивает товар для получателя. По условиям государственного контракта поставщик обязан поставить получателю товар по месту жительства либо передать ему товар в местах нахождения пунктов выдачи, организованных поставщиком. Таким образом, поставщик в рамках исполнения государственного контракта выполняет работы для заказчика по доставке товара до получателя. Кроме того, приобретение товара в рамках данного контракта не отражается в бухгалтерском учете фонда как приобретение товарно-материальных ценностей, а относится на расходы ФСС (код вида расходов 323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения").
Здесь аналогичная ситуация. Медицинское учреждение заключает договор с аптекой, которая отпускает медикаменты беременным женщинам по рецептам врачей. Поскольку товары (медикаменты) в медицинское учреждение не поступают, применить в данном случае статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ нельзя. Следовательно, в силу Указаний N 65н применяется код вида расходов 323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения" в увязке с подстатьей 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ. Точно так же следует отразить операцию по оплате услуг узких специалистов других медицинских организаций.
Отметим: поскольку в настоящее время Указаниями N 65н прямо не предусмотрен порядок отражения в учете подобных расходов, рекомендуем согласовать порядок применения кодов видов расходов и КОСГУ с учредителем.
1 ноября 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Порядок расходования средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.02.2011 N 72н.
*(2) Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"